Статья:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(266)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Бартенев И.М. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 43(266). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/266/143058 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Бартенев Иван Максимович
студент, АНОО ВО Анапский институт права и информационных технологий, РФ, г. Анапа
Смоляная Наталья Геннадьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, АНОО ВО Анапский институт права и информационных технологий, РФ, г. Анапа

 

Обострение межэтнических противоречий, рост нетерпимости, увы, становится мировой тенденцией. Неблагоприятным фоном для нее служат мировой экономический кризис и нарастание миграционных потоков. Можно заявить, что экономическое благосостояние общества в той или иной степени может влиять на межэтнические отношения.

Эксперты отмечают, что, прежде всего в крупных городах, имеют место проявления межнациональной розни, экстремизма и мигрантофобии. Все вышеперечисленное представляет собой угрозу разделения россиян и препятствует утверждению общероссийской идентичности.

Основными факторами, влияющими на межэтнические отношения являются:

  • исторические, то есть воздействие определенных событий, определяющих характер отношений между этносами
  • политические, связанные с политическим строем, особенностями национальной политики и т.д.
  • Социально-культурные
  • культурные
  • социально-психологические
  • экономические

На состояние межэтнических отношений оказывает влияние целый ряд факторов, однако в данном докладе стоит уделить большее внимание экономическому фактору. Различия в уровне жизни населения в регионах РФ определяют основные предпосылки как к социальной напряженности, так и к напряженности межнациональных отношений. В настоящее время исследователи, анализируя влияние данного фактора, отмечают, что акцентируют внимание на миграционной обстановке, влияющей на рынок рабочей силы.

По данным Минрегиона России и руководителей субъектов РФ, большинство субъектов отмечают наличие связи между социально-экономическим развитием региона и уровнем напряженности в межнациональных отношениях.

В первую очередь рост напряженности объясняется ростом как внешних, так и внутренних миграционных потоков.

В субъектах с высоким миграционным замещением существенную роль в росте напряженности межэтнических отношений играет этнизация отраслей экономики. Это вызывает недовольство коренного населения и, соответственно, рост межнациональной напряженности. Миграционное законодательство России ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит достаточных мер, способствующих адаптации и интеграции трудовых мигрантов в социально-культурное пространство основного населения страны.

Рассмотрим обстановку в Краснодарском крае, связанную с осуществлением экономической деятельности представителями различных этнических групп. По мнению исследователей, особого внимания заслуживает такой аспект проблемы, как условия осуществления предпринимательской деятельности. Основной причиной этого является исключение этнически маркированных предпринимателей из отдельных сфер взаимодействия. Однако, в целом ситуацию в крае можно характеризовать как положительную. Отмечается, что некоторые проблемы, складывающиеся в системе межэтнических отношений, не мешают представителям различных этносов добиваться успехов в экономической сфере. Яркими примером тому может служить высокий уровень участия представителей армянской диаспоры в осуществлении ресторанного бизнеса и активное развитие гостиничных комплексов края представителями греческой диаспоры.

Необходимо отметить в крае высокий уровень включенности представителей различных этносоциальных групп не только в предпринимательское сообщество, но и в профессиональную деятельность, осуществляемую в различных сферах экономики. Например, греки и адыги демонстрируют высокий уровень включенности в социальную и экономическую жизнь Краснодарского края. Исследуемый экономический фактор межэтнических отношений является наиболее конфликтогенным. Основной причиной конфликтогенности является наличие конкуренции между различными этносами за обладание различными видами благ, а также преобладание прагматических мотиваторов в среде предпринимателей. Например, повышать градус социальной нестабильности в регионе могут трудовые мигранты, не обладающие подтвержденным социально-правовым статусом. Более выпукло выражена данная проблема для представителей узбекской и таджикской диаспор, которые наиболее часто сталкиваются с конфликтом между личными экономическими интересами и особенностями собственного правового статуса.

Исследование, проводимое Вороновым В.В. И Дмитриевым А.В. показало, что основными проблемными сферами взаимодействия диаспорно-земляческих групп являются сферы, связанные с экономической деятельностью.

Для избежания межэтнических конфликтов в первую очередь необходимо создание благоприятной среды для представителей разных этнических групп. В этой связи необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу реализации государственной национальной политики, включая вопросы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, а также трудового законодательства в части регулирования применения иностранной рабочей силы.

Необходимо:

  • проработать вопрос об определении уполномоченного федерального округа исполнительной власти, ответственного за выработку и реализацию политики в сфере адаптации и интеграции как внешних, так и внутренних мигрантов;
  • представить предложения по разработке «трудовых карт», определяющих потребности субъектов РФ в дополнительной рабочей силе, а также по системе федеральных компенсационных механизмов для соотечественников и граждан Российской Федерации, участвующих в программе переселения из трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные субъекты России;
  • проработать вопрос об адаптации и интеграции внешних мигрантов, в том числе через внедрение в субъектах Российской Федерации практики функционирования региональных адаптационных центров.

В заключении хочется отметить, что рассматривать межэтнические отношения необходимо на нескольких уровнях их функционирования:

  1. Макроуровень, который опосредован воздействием социальных институтов, затрагивает вопросы социлально-экономического, политического и культурного развития этносов;
  2. Мезоуровень, на котором межэтнические отношения выступают как межгрупповые, отражая субъективное психологическое отношение к этническим группам;
  3. Микроуровень, то есть уровень межличностных отношений.

Естественно, что на каждом из уровней можно выделить экономическую составляющую. Так на макроуровне состояние экономики в стране и регионе будут определять уровень и качество жизни этносов, наличие или отсутствие конкуренции на рынке труда, на мезоуровне — наличие аттитюдов, связанных с экономическим поведением и хозяйственной культурой этносов, которые будут непосредственно определять стратегии поведения на микроуровне.

Таким образом, можно говорить о двух полюсах межэтнических отношений — сотрудничество и соперничество. При правильной направленности этнического фактора он может приводить к взаимовыгодныму сотрудничеству этносов на благо региона. В противном случае «разыгрывание этнической карты» может привести к серьезным конфликтам. Однако, опыт Краснодарского края позволяет нам говорить о положительном влиянии этноэкономики на развитие хозяйственного пространства региона.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – № 67. – 1995.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 2. – Ст. 163.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 3.
5. Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 30. – Ст. 3285.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3032.
7. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 06.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 52. – Ст. 7477.
8. Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 (ред. от 21.10.2023) «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2007. № 5. – Ст. 653.
9. Клочко Е. Н., Муха В. Н., Кулик А. А. Экономический фактор в межэтнических отношениях: региональный аспект // Вестник Академии знаний. – 2018. ¬– № 4.
10. Щеголькова Е. Ю. Межэтнические отношения в оценках россиян: социологический анализ // Мониторинг. – 2020. – № 4.