ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(246)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(246)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Согласно пункту 1 статьи 23 Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", кандидаты в водители транспортных средств и водители транспортных средств в связи с заменой либо возвратом водительского удостоверения, обязаны проходить обязательные медицинские осмотры.
Медицинские осмотры – это комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
В статье рассматривается способы повышения эффективности, и уменьшения затрат времени при проведении обязательных медицинских осмотров.
Ключевые слова: обязательные медицинские осмотры, безопасность дорожного движения, телемедицинские технологии.
В настоящее время информационное общество изменило многие сферы общественной жизни, исключением не стало и здравоохранение.
Современные информационные технологии и их носители – специальные медицинские изделия, позволяют обеспечивать автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья пациента и дистанционный контроль состояния его здоровья.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в том числе, обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
Раскроем цели проведения каждого из приведенных видов медицинских осмотров:
предварительный – проводится в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, а также при приеме на обучение в случае, предусмотренном законодательством;
периодический – проводится в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ;
предрейсовый – проводится для выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;
послерейсовый – проводится в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Несмотря на указанные способы контроля за медицинским обеспечением безопасности дорожного движения, за 2022 год в России количество ДТП с участием водителей в состоянии опьянения или с его признаками составило
14 428, а число погибших в таких ДТП составило – 3 560 чел., раненых – 18 803 чел [1, с. 36]. Приведенная статистика свидетельствует о несовершенстве медицинского обеспечения безопасности дорожного движения.
С учетом информатизации отечественной сферы здравоохранения, считаю возможным существенно улучшить способы контроля за медицинским обеспечением безопасности дорожного движения.
Уже не малый период времени при диагностики заболеваний, медицинские работники используют специальные медицинские изделия (например: для проведения суточного мониторирования артериального давления используются переносные суточные регистраторы (мониторы) артериального давления; для суточной непрерывной регистрации электрокардиографии используется переносной холтеровский монитор), которые, не отражаясь на удобстве повседневной жизни пациента, помогают активно (круглосуточно) и дистанционно в режиме реального времени, наблюдать за состоянием его здоровья [4].
Более того, аналогичный подход к контролю за состоянием здоровья уже нашел своё отображение в Федеральном законе от 28.06.2021 N 222-ФЗ "О внесении изменений в главу IV Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", а также в разработанном и утвержденном порядке – Приказ Минздрава России от 11.02.2022 N 75н "Об утверждении Порядка проведения обязательных медицинских осмотров до рабочей смены, медицинских осмотров в течение рабочей смены (при необходимости) и медицинских осмотров после рабочей смены (при необходимости) работников, занятых на подземных работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), в том числе с использованием технических средств и медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, а также перечень включаемых в них исследований".
Указанная норма Закона и положения Порядка, позволяют для контроля за состоянием здоровья работника использовать данные о состоянии здоровья пациента, получаемые при помощи технических средств и медицинских изделий, круглосуточно и обеспечивающие автоматизированную дистанционную передачу информации в режиме реального времени.
И, несмотря на столь короткий период действия указанной новеллы отечественного законодательства, можно говорить о первых значимых результатах, рассмотрим в «Таблице 1» статистические данные производственного травматизма и профзаболеваний в Российской Федерации во взаимосвязи с количеством рабочих мест в сфере добычи полезных ископаемых [2, 3].
Таблица 1.
Статистические данные 2019-2023 гг.
Год/показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Общее кол-во рабочих мест в сфере добычи полезных ископаемых, тыс. шт. |
948,4 |
942,8 |
966,3 |
992,3 |
1007,8 |
Снижение травматизма со смертельным исходом к уровню 2010 г., %. |
56,4 |
48,1 |
64,2 |
56,2 |
- |
Согласно статистическим данным на протяжении трех лет 2019-2021 гг., предшествующих введению в действие новеллы, показатель – «Общее количество рабочих мест в сфере добычи полезных ископаемых» коррелировал с показателем – «Снижение травматизма со смертельными исходом к уровню 2010 г.»
Вместе с тем статистические данные 2021 и 2022 года разрозненны, при увеличении показателя – «Общее количество рабочих мест в сфере добычи полезных ископаемых» наблюдается не свойственное снижение показателя
– «Снижение травматизма со смертельными исходом к уровню 2010 г.», причиной чему среди прочего, на мой взгляд, является реализация положений Приказа Минздрава России от 11.02.2022 N 75н "Об утверждении Порядка проведения обязательных медицинских осмотров до рабочей смены, медицинских осмотров в течение рабочей смены (при необходимости) и медицинских осмотров после рабочей смены (при необходимости) работников, занятых на подземных работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), в том числе с использованием технических средств и медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья,
а также перечень включаемых в них исследований".
Более того мною спрогнозировано и дальнейшее снижение показателя – «Снижение травматизма со смертельными исходом к уровню 2010 г.».
Исходя из вызовов стоящих перед российским обществом, считаю необходимым внедрение в отечественное законодательство положений, создающих условия для контроля за состоянием здоровья водителей транспортных средств, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки. Контроль за состоянием здоровья должен осуществляться на всем протяжении осуществления водителем должностных обязанностей, и, следовательно, с использованием специальных медицинских изделий.
Сведения о состоянии здоровья водителя в режиме реального времени должны передаваться в специально созданные подразделения медицинских организации, в которых они будут анализироваться, а в случае обнаружения признаков ухудшения состояния здоровья, сигнализировать об этом работнику указанной медицинской организации.
Работник медицинской организации должен при получении указанной информации принять меры для сообщения водителю информации о необходимости немедленной остановки транспортного средства.
Внедрение указанной системы позволит существенно снизить количество дорожно-транспортных происшествий причиной которых становится состояние здоровья водителя транспортного средства.