Статья:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КЛИМАТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Духоменко В.В. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КЛИМАТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 21(244). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/244/128381 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КЛИМАТ

Духоменко Вероника Валерьевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Чучвал Ангелина Андреевна
научный руководитель, асистент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Во всём мире с каждым днём набирает актуальность проблема изменения климата. По оценкам экспертов, климатическое потепление приводит к годовым потерям в мировой экономике свыше 1,2 триллиона долларов или 1,6% глобального ВВП[4]. Изменения климата вызывают смерть около 400 тысяч человек ежегодно, а загрязнение воздуха, обусловленное сжиганием ископаемого топлива, приводит к смерти еще 4,5 миллиона человек. Эти факторы связаны с климатом. Юридическая литература подчеркивает крайнюю актуальность эффективного правового регулирования в области борьбы с климатическими изменениями и делает вывод о сложности механизма правовой охраны климата.

Следует отметить, что существует недостаток комплексного правового регулирования отношений, связанных с климатической системой вызван спецификой климата и многоаспектными негативными последствиями климатических изменений, включая экологические, социальные и экономические. Климатическая система состоит из атмосферы, гидросферы, криосферы, поверхности суши и биосферы, которые находятся в постоянном взаимодействии[3]. Парниковые газы оказывают влияние на качество атмосферного воздуха, но их основное отрицательное воздействие заключается в последствиях для климатической системы в целом

Разработка организационных, экономических и правовых мер регулирования климатического воздействия является одной из основных задач современной экологической политики всех государств, включая Республику Беларусь.Основные законы, регулирующие воздействие на климат, включают в себя "Закон об охране окружающей среды" и "Закон об охране атмосферного воздуха". Отношения в области охраны климата также регулируются международными документами, включая Рамочную конвенцию ООН об изменении климата и Киотский протокол к ней[2]. Целью этих документов является стабилизация концентраций парниковых газов в атмосфере на безопасном уровне, чтобы предотвратить опасное антропогенное воздействие на климатическую систему[1]. Это должно быть достигнуто в сроки, позволяющие естественную адаптацию экосистем, сохранение продовольственной безопасности и обеспечение устойчивого экономического развития. Изменение климата понимается как изменение, обусловленное деятельностью человека, которое накладывается на естественные климатические колебания[4]. ‍

В Киотском протоколе установлены следующие механизмы регулирования воздействия на климат:

1. Количественные обязательства по сокращению выбросов и увеличению стоков парниковых газов.

2. Механизмы контроля выполнения этих обязательств.

3. Экономические "механизмы гибкости", такие как международная торговля квотами на выбросы парниковых газов, проекты совместного осуществления и механизм "чистого развития".

Согласно статье 56 Закона "Об охране окружающей среды", юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся деятельностью, связанной с выбросами парниковых газов, обязаны сокращать эти выбросы и/или вещества, способствующие их образованию, чтобы предотвратить изменение климата[3].

Согласно пункту 1 Указа Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2010 года № 625, продажа единиц сокращения выбросов парниковых газов нерезидентам Республики Беларусь осуществляется на основании межведомственных договоров, заключенных Минприроды.

Продажа единиц добровольного сокращения выбросов парниковых газов организациям, включая нерезидентов Республики Беларусь, осуществляется на основе договоров о реализации проекта по добровольному сокращению выбросов парниковых газов.

Положение о порядке представления, рассмотрения и мониторинга проектов совместного осуществления утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 сентября 2006 года № 1144.

Из данной статьи следует, что проблема изменения климата становится все более актуальной, причиняя значительные экономические потери и угрожая здоровью и жизни людей. Необходимо эффективное правовое регулирование для борьбы с изменением климата. В Республике Беларусь осуществляются организационные, экономические и правовые меры для регулирования климатического воздействия. Законы об охране окружающей среды и охране атмосферного воздуха, а также международные документы, включая Киотский протокол, регулируют отношения в области охраны климата. Продажа единиц сокращения выбросов парниковых газов осуществляется на основании соответствующих договоров.

 

Список литературы:
1. Семенихина, В. А. Правовое регулирование охраны климата: сравнительно-правовой анализ: автореф. дис. …канд. юрид. наук: 12.00.06 / В. А. Семенихина. – М., 2010. – 26 с
2. Рамочная Конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, 9 мая 1992 г.: одобрена Указом Президента Респ. Беларусь, 10 апр. 2000 г., № 177 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
3. Об охране атмосферного воздуха: Закон Респ. Беларусь, 16 дек. 2008 г., № 2-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
4. О некоторых вопросах сокращения выбросов парниковых газов: Указ Президента Респ. Беларусь, 8 дек. 2010 г., № 625 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.