Статья:

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Толстик М.И., Стефашина П.С. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 21(244). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/244/128266 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

Толстик Макcим Игоревич
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Стефашина Полина Сергеевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Антонова Ольга Александровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

В ходе проведения предварительного расследования у следователя возникает потребность во взаимодействии с органами, осуществляющими дознание, прежде всего, в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, которое, с одной стороны, устанавливает единые цели деятельности названных субъектов, а с другой – наделяет их различными полномочиями. Вопросы взаимодействия возникают еще и потому, что следователи и лица, производящие дознание являются представителями различных государственных правоохранительных органов, их деятельность регламентируется многообразными законодательными и подзаконными актами.

Под процессуальными формами взаимодействия понимаются формы, отвечающие следующим требованиям: субъектами отношений должны выступать, с одной стороны, следователь, с другой – орган дознания; характер действий каждого из участников для данного этапа производства по делу должен быть предусмотрен уголовно-процессуальным законом; должен быть законодательно определен способ согласования данных действий, способ согласования деятельности следователей Следственного комитета Республики Беларусь и органов дознания не определен УПК Республики Беларусь [1].

Процессуальным основанием для выполнения органом дознания задания следователя является письменное поручение. На наш взгляд, необходимо четкое закрепление вопроса о сроках, в течение которых должно быть выполнено поручение следователя, и ответственности лица, осуществляющего дознание за неисполнение поручения следователя в установленный срок, а также ненадлежащее исполнение поручения со стороны органов дознания, которые приводят к затягиванию сроков производства процессуальных и следственных действий, что отрицательно сказывается на ходе расследования, а в ряде случаев необходимость в выполнении поручения следователя совсем отпадает.

Согласно УПК срок исполнения поручения не должен превышать 10 суток. Сроки исполнения напрямую зависят от объема, характера поручения, а также возможности сотрудников органа дознания. Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрен иной срок исполнения поручения, согласованный со следователем, давшим поручение. Срок, установленный следователем для органа дознания на исполнение поручения, должен быть также обязателен к исполнению. При этом в течение суток со дня истечения срока, а при выполнении поручения – незамедлительно, орган дознания должен предоставить следователю результаты проделанной работы. При невозможности выполнить поручение следователь должен быть поставлен в известность о причинах незамедлительно, до истечения указанного срока [2].

Также необходимо законодательно закрепить условия, при которых следователей вправе поручать органу дознания проведение следственных, оперативно-розыскных мероприятий и иных процессуальных действий. Такими условиями могут являться: невозможность следователя провести такие действия лично, необходимость одновременного производства нескольких следственных действий, необходимость сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

В ходе предварительного расследования нередко возникают ситуации, когда при производстве первоначальных следственных и оперативно-розыскных мероприятиях взаимодействие с органом дознания происходит крайне активное, а при возбуждении уголовного дела и производстве дальнейшего предварительного расследования орган дознания отстраняется от оказания помощи в производстве предварительного расследования, что негативно сказывается на ходе и сроках производства предварительного следствия. В целях совершенствования взаимодействия с органом дознания при производстве дальнейшего предварительного расследования будет крайне эффективно закрепление сотрудников органов дознания за конкретным уголовным делом в ходе всего срока предварительного следствия. Кроме того, представляется эффективным организация планирования проведения следственных и оперативных мероприятий во взаимодействии с органом дознания, которое должно носить практический, а не формальный характер [3].

Еще одной из активно обсуждаемых в настоящее время в научной литературе проблем является проблема цифровизации уголовного процесса, поскольку она имеет ярко выраженный прикладной характер.

Значительную роль в направлении совершенствования механизма реализации форм взаимодействия следователя с органами дознания сыграют именно цифровая трансформация межведомственного взаимодействия органов расследования и раскрытия преступлений, использование в уголовном судопроизводстве электронного документооборота.

Электронный документооборот, внедренный в отечественное уголовное судопроизводство, с учетом размеров территории Республики Беларусь позволит упростить и значительно ускорить процедуру направления как поручений о производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, так и отдельных процессуальных документов от следователя в оперативные подразделения органа дознания, особенно в случаях направления поручений и документов в другой регион.

Цифровизация способна облегчить часть работы следователей, лиц, производящих дознание при составлении процессуальных документов, поручений как в рамках проверки сообщения о преступлении (например, поручений следователя, лица, производящего дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий), так и на основном этапе досудебного производства – стадии предварительного расследования (например, при совместном планировании расследования).

Например, с целью сокращения срока получения органом дознания поручений следователя производить направление поручений посредством ведомственной электронной почты и направления результатов исполненного поручения посредством электронной ведомственной почты и направлением оригинала исполненного поручения посредством почты. Таким образом будет сокращен срок направления поручений и получения результатов исполненного поручения, что благотворно отразится на ходе предварительного расследования по уголовному делу.

Электронный документооборот способен повысить оперативность составления плана проведения совместных мероприятий и его корректировки при осуществлении взаимодействия следователя, лица, производящего дознание и органов дознания в форме совместного планирования, обмена полученной в ходе осуществления уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности информацией.

Формализация процесса взаимодействия следователя с органами дознания сама по себе мало значима без повышения профессионализма участвующих во взаимодействии субъектов и их реальной процессуальной самостоятельности, без повышения уровня технического обеспечения их деятельности и активного использования электронного документооборота [4, с. 122].

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1) необходимо на законодательном уровне урегулировать вопрос о применении различных информационных технологий, в том числе ведомственной электронной почты, для обмена информацией между взаимодействующими субъектами, что позволит в кратчайшие сроки получать необходимые сведения по уголовным делам (запросы) и в кратчайшие сроки направлять поручения и получать результаты исполненных поручений;

2) законодательно закрепить обязательные условия, при которых следователь может давать поручения органу дознания о производстве следственных действий, а именно: при невозможности следователя провести такие действия лично, при необходимости сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий или производства нескольких следственных действий одновременно.

3) в ведомственных нормативных правовых актах закрепить дисциплинарную ответственность сотрудников органов дознания за неисполнение в срок поручений следователя или их ненадлежащее исполнение;

4) разработать пути организации планирования взаимодействия следователей и сотрудников органов дознания по планированию проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий, с целью того, чтобы они не носили формальный характер.

Более четкое распределение обязанностей между следователем и органом дознания, а также законодательное закрепление более тесного взаимодействия следователя с органом дознания в ходе предварительного расследования окажет позитивное влияние на совершенствование действующей модели досудебного производства по уголовным делам.

 

Список литературы:
1 Кокурин, Г.А. Организационные основы деятельности следственно-оперативных групп: учеб. пособие / Г.А. Кокурин. – М., 1997.
2 Логвин, В.М. Планирование работы группы следователей и оперативных сотрудников / В.М. Логвин, Ю.А. Матвейчев // Вестн. Акад. МВД Респ. Беларусь. – 2007. – № 1(13). – С. 110 – 114.
3 Вегера, И.В. Теоретико-прикладные вопросы развития досудебного производства по уголовным делам на современном этапе / И.В. Вегера // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2019.  –  № 26. – С. 88.
4 О введении в действие Типовой инструкции об организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию убийств Электронный ресурс] : Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 2 июня 1993 г. № 315-16-93 // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». – М.,2023.