Статья:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИСТРАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Рудь П.И. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИСТРАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 20(243). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/243/127857 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИСТРАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Рудь Полина Игоревна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Шкляревский Александр Николаевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Правовое регулирование регистрации и ликвидации, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования Республики Беларусь, является важным элементом государственного регулирования хозяйственной деятельности и оказывает непосредственное влияние на ее осуществление.

Право на осуществление хозяйственной деятельности является одним из прав, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь (далее – Конституция). В соответствии со ст. 13 Конституции, государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности [1].

В Республике Беларусь действует заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования. На практике заявительный принцип означает, что регистрирующий орган при рассмотрении представленных документов не проверяет соответствие их содержания законодательству Республики Беларусь и соблюдение порядка создания (реорганизации) юридического лица или внесения изменений и (или) дополнений в его учредительный документ.

В законодательстве Республики Беларусь нет закрепленного понятия «государственной регистрации». В отличие от этого, Закон Российской Федерации  содержит такое определение в ст. 1: «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом» [2].

На основании проведенного анализа норм законодательства Республики Беларусь и зарубежных стран, можно отметить, что в Республике Беларусь под государственной регистрацией субъектов хозяйствования понимают совокупность юридически значимых действий, совершаемых уполномоченным государственным органом с целью удостоверения факта создания, реорганизации и ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования, осуществления государственного контроля в процессе создания, реорганизации и ликвидации (прекращении деятельности), а также учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В основе государственной регистрации коммерческих организаций следует сохранить в настоящее время установленный для субъектов хозяйствования заявительный принцип. Вместе с тем следует детально проработать вопрос привлечения к ответственности за несоблюдение порядка (процедуры) образования юридического лица и законности учредительных документов. На наш взгляд, такой акцент должен быть перенесен на учредителей (участников) организации, а не на само юридическое лицо, что повлечет за собой стабильность гражданского оборота, с одной стороны, позволит обеспечить весьма привлекательные стартовые условия для открытия бизнеса и привлечения инвестиций (в том числе иностранных), с другой стороны, вполне соответствует рисковому характеру деятельности при создании коммерческих организаций. При личном обращении за регистрацией субъектов хозяйствования в регистрирующий орган довольно часто возникает проблема длительности не самой процедуры, а ожидания такой процедуры.  Так, например, в Минском городском исполнительном комитете подача документов для регистрации осуществляется в порядке электронной очереди, однако на практике «ожидание» может составить как двадцать минут, так и два часа. Для совершенствования технической составляющей регистрации, предлагаем в первой половине дня (с 9.00 до 13.00) установить предварительную запись, а после 14.00 осуществлять регистрацию субъектов хозяйствования, как и в настоящее время, в порядке электронной очереди. Такие действия послужат разгрузке работников регистрирующего органа от большого и неравномерного количества лиц, обратившихся за регистрацией юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано, а индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность: по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (добровольная ликвидация); по решению суда, рассматривающего экономические дела (принудительная ликвидация); по решению регистрирующего органа (принудительная упрощенная ликвидация).

Pаконодательством не установлены какие-либо требования к количественному и персональному составу ликвидационной комиссии или ликвидатору. Ликвидатор должен быть способным нести юридическую ответственность (критерии возраста, дееспособности, проживания на территории Республики Беларусь), иметь достаточные знания и опыт, чтобы провести процедуру ликвидации в соответствии с законодательством, и быть способным принимать рациональные решения в интересах кредиторов, собственника имущества (учредителей, участников) (критерии образования и опыта работы или предпринимательской деятельности), а также обладать деловой репутацией (критерий отсутствия судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности).

Поскольку комиссия создается для коллегиального принятия каких-либо решений, то из этого следует, что в комиссии должно быть нечетное количество человек, поскольку при четном их количестве голоса могут распределиться поровну, что станет препятствием для принятия комиссией решений.

В связи с этим предлагаем дополнить ст. 25 Закона о хозяйственных обществах следующим положением: «ликвидационная комиссия создается в нечетном количестве, в составе не менее чем трех членов» [3].

Важно отметить, что срок рассмотрения требований кредиторов законодательством также не установлен. На практике при направлении уведомлений о рассмотрении требований кредиторов рекомендуется придерживаться общего срока для рассмотрения обращений. В связи с эти видится необходимым установить сроки рассмотрения требований кредиторов. Так, ч. 2 п. 1 ст. 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь можно дополнить нормой о том, что требования кредиторов, предъявляемые к ликвидируемой организации (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами [4].

Следующая проблема заключается в том, что законодательством не урегулирован срок, в течение которого ликвидатор должен составить промежуточный ликвидационный баланс. Таким образом, даже после окончания срока для заявления кредиторами своих требований ликвидатор не составляет промежуточный ликвидационный баланс и продолжает «не видеть» своей экономической несостоятельности. С учетом максимально допустимого срока ликвидации недобросовестный должник может фактически безнаказанно, без каких-либо последствий для себя быть в ликвидации 12 месяцев. На основании вышеизложенного предлагаем установить такой срок. В связи с этим, внести дополнения в ч. 1 п. 2 ст. 59 ГК в следующей редакции, «После окончания срока для предъявления требований кредиторами, но не позднее 6 месяцев с момента принятия решения о ликвидации, ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс…».

Таким образом, в настоящее время законодательство Республики Беларусь содержит нормы, регламентирующие порядок регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, однако на практике возникает ряд проблем в данной сфере. В результате проведенного исследования, были предложены пути улучшения национального законодательства в данной сфере.

 

Список литературы:
1. Конституция Республики Беларусь : c изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. , 17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022 г. – Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2023.
2 О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс] : Закон Российской Федерации, 8 авг. 2001 г., № 129-ФЗ // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – Минск, 2023.
3 О хозяйственных обществах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 09 дек. 1992 г., № 2020-XII : в ред. от 23.07.2022 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
4   Граждаснкий кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 декабря 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 03.01.2023 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.