Статья:

УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Белявская А.Л., Смирнова А.Д. УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 20(243). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/243/127683 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Белявская Анастасия Леонидовна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Смирнова Анастасия Дмитриевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Иосько Екатерина Сергеевна
научный руководитель, ассистент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года [1] в ст. 3 требует первоочередное внимание уделять наилучшему обеспечению интересов ребенка. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – УПК) в контексте развития международных норм закрепляет особый режим в отношении несовершеннолетних участников уголовного процесса. В настоящее время уголовно-процессуальный закон Республики Беларусь предусматривает присутствие педагога (психолога) при производстве допроса несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля (ст. 221, 332, 435 УПК) [7].

В Республике Беларусь порядок привлечения педагога (психолога) для участия процессе предусмотрен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 октября 2001 г. № 1533 «Об утверждении положения о порядке привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе» (далее – Постановление). Согласно п. 2 указанного Постановления: «Педагог (психолог) – лицо, обладающее специальными знаниями в области педагогики (психологии) и имеющее соответствующее образование и квалификацию» [5]. Данная формулировка представляется нам спорной, так как она не дает исчерпывающего списка требований, предъявляемых к педагогу и психологу.

Представляется целесообразным рассмотреть понятия «Педагог» и «Психолог» в отдельности и в последующем сформулировать два отдельных определения в целях избежания возможного соотношения указанных понятий как синонимичных.

Рассмотрим опыт законодательного регулирования Российской Федерации. Так, п. 62 Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 185-ФЗ, закрепляет следующее определение понятия «Педагог»: педагог – это педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся [4]. Можно сделать вывод, что российский законодатель указывает на обязанность педагога быть действующим работником образовательной организации или организации, осуществляющей обучение.

Также необходимо отметить значимость наличия трудового стажа у педагога, привлекаемого к участию в допросе несовершеннолетнего. Например, В.В. Кальницкий считает, что обязательным требованием для педагога должно быть не только наличие специального образования, но и длительный трудовой стаж по специальности (не менее 3 лет) [6]. Таким образом, педагог, помимо наличия специальных знаний, должен обладать достаточно богатым опытом работы с несовершеннолетними той возрастной категории, к которой принадлежит лицо, участвующее в соответствующем следственном или ином процессуальном действии.

Российский законодатель не дает определения понятию «Психолог».  Предполагаем, что отсутствие у психолога трудовых отношений с образовательной организацией не является препятствием для его участия в уголовном деле. Главным критерием в этом случае является наличие как специализации в области детской, подростковой и (или) юношеской психологии, так и опыт оказания психологической помощи несовершеннолетним соответствующей возрастной группы продолжительностью не менее 3 лет.

Отдельно стоит отметить обсуждаемый в научном сообществе вопрос об обязательности наличия высшего образования у привлекаемого педагога или психолога. Так, Ю.Д. Лягошина указывает на обязательность наличия высшего образования у указанных лиц [2]. В свою очередь, Е.В. Марковичева и Л.Г. Татьянина отмечают, что ни один из современных стандартов высшего образования не предусматривает формирования у будущих педагогов и психологов компетенций, необходимых для работы с несовершеннолетними правонарушителями или жертвами преступлений [3]. Наиболее конструктивной представляется позиция последних. Также, на наш взгляд, закреплять в законодательстве требования к образованию педагога и психолога нецелесообразно поскольку в системе образования возможна значительная вариативность: высшее образование различного уровня, среднее специальное образование, профессиональная переподготовка, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации. Таким образом, формулировка, закрепленная в Постановлении, а именно «соответствующее образование», представляется наиболее корректной.

Так, в целях устранения пробелов и конкретизации понятий «Педагог» и «Психолог» предлагаем редакцию п. 2 Постановления, а также дополнение ст. 6 УПК Республики Беларусь указанными понятиями в следующей формулировке:

Педагог – лицо, обладающее специальными знаниями в области педагогики, имеющее соответствующее педагогическое образование и осуществляющим обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение не менее трех лет, привлекаемое для участия в производстве таких следственных действий, как допрос, очная ставка, опознание и проверка показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, подозреваемого и обвиняемого.

Психолог – лицо, обладающее специальными знаниями в области психологии, имеющее соответствующее психологическое образование в сфере детской, подростковой и (или) юношеской психологии, а также опыт оказания психологической помощи несовершеннолетним продолжительностью не менее 3 лет, привлекаемое для участия в производстве таких следственных действий, как допрос, очная ставка, опознание и проверка показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, подозреваемого и обвиняемого.

 

Список литературы:
1. Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г., [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 18.05.2023).
2. Лягошина Ю.Д. Участие педагога и психолога в уголовном процессе: проблемы законодательного регулирования и теоретические предложения по их разрешению // Молодой ученый. – 2020. – № 47 (337). – С. 327–328.
3. Марковичева Е.В., Татьянина Л.Г. Проблемы участия педагога и психолога в уголовном процессе // Вестник Удмуртского университета. – 2017. – №2 (7). – С. 133–138.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации, 2 июля 2013 года № 185-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148576/ (дата обращения: 18.05.2023).
5. Об утверждении Положения о порядке привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 24 октября 2001 г. № 1533 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=c20101533&q_id=0 (дата обращения: 18.05.2023).
6. Тетюев С.В. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого в стадии предварительного расследования (процессуальный и криминалистический аспекты). – Юрлитинформ, 2010. – 227 с. 
7. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г., № 295-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=hk9900295&q_id=7917311 (дата обращения: 18.05.2023).