УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года [1] в ст. 3 требует первоочередное внимание уделять наилучшему обеспечению интересов ребенка. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – УПК) в контексте развития международных норм закрепляет особый режим в отношении несовершеннолетних участников уголовного процесса. В настоящее время уголовно-процессуальный закон Республики Беларусь предусматривает присутствие педагога (психолога) при производстве допроса несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля (ст. 221, 332, 435 УПК) [7].
В Республике Беларусь порядок привлечения педагога (психолога) для участия процессе предусмотрен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 октября 2001 г. № 1533 «Об утверждении положения о порядке привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе» (далее – Постановление). Согласно п. 2 указанного Постановления: «Педагог (психолог) – лицо, обладающее специальными знаниями в области педагогики (психологии) и имеющее соответствующее образование и квалификацию» [5]. Данная формулировка представляется нам спорной, так как она не дает исчерпывающего списка требований, предъявляемых к педагогу и психологу.
Представляется целесообразным рассмотреть понятия «Педагог» и «Психолог» в отдельности и в последующем сформулировать два отдельных определения в целях избежания возможного соотношения указанных понятий как синонимичных.
Рассмотрим опыт законодательного регулирования Российской Федерации. Так, п. 62 Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 185-ФЗ, закрепляет следующее определение понятия «Педагог»: педагог – это педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся [4]. Можно сделать вывод, что российский законодатель указывает на обязанность педагога быть действующим работником образовательной организации или организации, осуществляющей обучение.
Также необходимо отметить значимость наличия трудового стажа у педагога, привлекаемого к участию в допросе несовершеннолетнего. Например, В.В. Кальницкий считает, что обязательным требованием для педагога должно быть не только наличие специального образования, но и длительный трудовой стаж по специальности (не менее 3 лет) [6]. Таким образом, педагог, помимо наличия специальных знаний, должен обладать достаточно богатым опытом работы с несовершеннолетними той возрастной категории, к которой принадлежит лицо, участвующее в соответствующем следственном или ином процессуальном действии.
Российский законодатель не дает определения понятию «Психолог». Предполагаем, что отсутствие у психолога трудовых отношений с образовательной организацией не является препятствием для его участия в уголовном деле. Главным критерием в этом случае является наличие как специализации в области детской, подростковой и (или) юношеской психологии, так и опыт оказания психологической помощи несовершеннолетним соответствующей возрастной группы продолжительностью не менее 3 лет.
Отдельно стоит отметить обсуждаемый в научном сообществе вопрос об обязательности наличия высшего образования у привлекаемого педагога или психолога. Так, Ю.Д. Лягошина указывает на обязательность наличия высшего образования у указанных лиц [2]. В свою очередь, Е.В. Марковичева и Л.Г. Татьянина отмечают, что ни один из современных стандартов высшего образования не предусматривает формирования у будущих педагогов и психологов компетенций, необходимых для работы с несовершеннолетними правонарушителями или жертвами преступлений [3]. Наиболее конструктивной представляется позиция последних. Также, на наш взгляд, закреплять в законодательстве требования к образованию педагога и психолога нецелесообразно поскольку в системе образования возможна значительная вариативность: высшее образование различного уровня, среднее специальное образование, профессиональная переподготовка, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации. Таким образом, формулировка, закрепленная в Постановлении, а именно «соответствующее образование», представляется наиболее корректной.
Так, в целях устранения пробелов и конкретизации понятий «Педагог» и «Психолог» предлагаем редакцию п. 2 Постановления, а также дополнение ст. 6 УПК Республики Беларусь указанными понятиями в следующей формулировке:
Педагог – лицо, обладающее специальными знаниями в области педагогики, имеющее соответствующее педагогическое образование и осуществляющим обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение не менее трех лет, привлекаемое для участия в производстве таких следственных действий, как допрос, очная ставка, опознание и проверка показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, подозреваемого и обвиняемого.
Психолог – лицо, обладающее специальными знаниями в области психологии, имеющее соответствующее психологическое образование в сфере детской, подростковой и (или) юношеской психологии, а также опыт оказания психологической помощи несовершеннолетним продолжительностью не менее 3 лет, привлекаемое для участия в производстве таких следственных действий, как допрос, очная ставка, опознание и проверка показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, подозреваемого и обвиняемого.