Статья:

ПРАВОВОЙ СТАТУС ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Крупченко А.П., Сербина Э.А. ПРАВОВОЙ СТАТУС ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 20(243). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/243/127678 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЙ СТАТУС ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Крупченко Александра Петровна
магистрант Института магистерской подготовки Белорусского государственного экономического университета, Республика Беларусь, г. Минск
Сербина Эмилия Андреевна
магистрант Института магистерской подготовки Белорусского государственного экономического университета, Республика Беларусь, г. Минск
Ломако Алла Юрьевна
научный руководитель, доцент кафедры международного экономического права Белорусского государственного экономического университета, Республика Беларусь, г. Минск

 

Проблема определения правосубъектности транснациональных корпораций (далее – ТНК), вопрос их признания возникает в том случае, если правоотношение имеет связь с иностранным элементом, т.е. если на территории государства появляется корпорация иностранного права. Поэтому, прежде чем перейти непосредственно к изучению данного вопроса, необходимо проанализировать, какие возможности в рамках Европейского союза (далее – ЕС) предоставлены организациям, которые будут осуществлять свою деятельность на территории иного государства. Так, Договор о функционировании Европейского союза (далее – ДФЕС) закрепляет четыре основополагающие экономические свободы: свободу обращения товаров, свободу перемещения лиц, свободу оказания услуг и свободу движения капитала. Данные четыре элемента являются основными составляющими внутреннего рынка, без которых он не может существовать [2].

ЕС признает, что ТНК выполняют поставленные договором цели в несколько раз быстрее, что является стимулом для закрепления норм, регулирующих их деятельность, а также создания условий, чтобы данные крупные фирмы могли функционировать. Возможность создания европейских ТНК, которые приобрели название «европейская компания», стала важным этапом на пути достижения основных целей и задач регулирования юридических лиц и модернизации корпоративного права ЕС.

Европейская компания, прежде всего, является торговой компанией с транснациональным характером, учрежденной для деловых целей. Правовое регулирование создания, функционирования и прекращение деятельности Европейской компании осуществляется Регламентом № 2157/20011, нормами национального законодательства государства-члена ЕС и учредительными документами компании.

Учредителями Европейской компании могут быть компании или фирмы, которые зарегистрированы на территории одного из государств-членов ЕС, центральные органы управления и основная предпринимательская деятельность которых находится внутри ЕС.

Уставной капитал европейской компании разделен на акции и не может быть менее 120 000 евро. Акционеры компании несут риск убытков в размере стоимости принадлежащих им акций и не отвечают по долгам компании собственным имуществом.

Центральное управление европейской компании должно находиться на территории государства-члена Союза. Государство-член имеет право обязать европейскую компанию, зарегистрированную на его территории, разместить центральное управление и местонахождение. Опять же наблюдается привязка к национальности европейской ТНК. Компания имеет право изменить свое местонахождение с территории одного государства на территорию другого. Но это изменение не должно вести к ликвидации компании или созданию нового юридического лица, так как признак транснациональности будет отсутствовать.

Проблема выбора структуры органов управления европейской компании являлась одним из существенных препятствий, которое в силу различий национальных законодательств государств-членов ЕС о внутренней структуре компаний на протяжении десятилетий не позволяло принять и ввести в действие Регламент об уставе европейской компании. В целях решения данной проблемы Регламентом предусматривается гибкая система управления европейской компанией, позволяющая выбирать между двухзвенной системой, которая предусматривает четкое разделение функций исполнительного органа (правления) и контролирующего (наблюдательного совета), и однозвенной системой, предполагающей наличие только одного органа управления (совета директоров), на который возлагаются функции управления и контроля [1].

При этом государство-член ЕС вправе устанавливать для европейской компании, имеющей место регистрации в этом государстве-члене, дополнительное обязательство размещать место нахождения административного центра по месту регистрации.

Целью введения таких жестких требований относительно совпадения места регистрации и места нахождения административного центра европейской компании является недопущение конкуренции между национальными законодательствами государств-членов ЕС на предмет наиболее удобного правового режима для таких компаний. Сам факт возможности переноса места регистрации европейской компании из одного государства-члена ЕС в другое является важным преимуществом, обусловленным тем, что такое перемещение места регистрации не влечет прекращение европейской компании или создание нового юридического лица, а наоборот, расширению данной корпорации и накоплению своей экономической мощи.

Cтраны ЕС (с основным базированием ТНК в них) выражают большую озабоченность по поводу негативного влияния ТНК. В частности, речь идет о возможности ТНК выбирать, право, которого страны применять (путем выбора определенной территориальной привязки своей деятельности). Решением данной проблемы было принятие Регламента о статусе Европейской компании – один из этапов в работе в области унификации корпоративного права, которое в настоящее время представляет собой блок нормативных актов, принятых органами ЕС.

Характерной особенностью Регламента является наличие множества вопросов, по которым осуществляется отсылка к национальному праву государств-членов ЕС. Таким образом, европейская компания остается связанной с национальным правом государств-членов ЕС.

В настоящий момент европейские компании имеют «наднациональный» характер, что обусловлено существенным влиянием в регулировании их деятельности применимого национального права государств-членов ЕС, а также отсутствием единообразных правил, регулирующих все аспекты деятельности данных юридических лиц.

Представляется, что наиболее важными факторами, которые могут предопределить будущее развитие европейских компаний, равно как и остальных юридических лиц по праву ЕС, являются снижение расходов на их создание, сокращение административного бремени, повышение уровня информированности об организационно-правовых формах наднациональных юридических лиц в бизнес-среде и обществе, а также создание правил или дополнений в Регламент для устранения вышеперечисленных проблем.

Государства Европейского союза не только создали правовую базу для унификации национального законодательства государств-участников о праве компаний, но и разработали правовое регулирование для субъектов права, чей правовой статус в равной мере признается на территории всех участников [4].

Таким образом, рассмотрев регулирование деятельности ТНК на примере Европейского Союза, можно отметить тот факт, что в государствах-членах союза разработана достаточная правовая база, содержащая как основные акты, так и дополнительные, необязательные по характеру.

Вместе с тем если говорить в целом об эффективности и реальном воплощении в жизнь международного нормативного регулирования деятельности ТНК, то необходимо признать, что решение этой проблемы еще далеко от завершения.

Наиболее существенным из недостатков является правовая неопределенность процесса формирования европейской компании, а также отсутствием единообразных правил, регулирующих все аспекты деятельности данных юридических лиц.

Сегодня оно во многом ограничивается лишь теоретическими разработками и принятием нормативных положений рекомендательного характера. На наш взгляд, для устранения вышеперечисленных проблем необходимо внести изменения в Регламент, а также рассмотреть возможность принятия дополнительных актов в качестве основных. Такие акты, прежде всего, были бы неплохим инструментом для регулирования отдельных направлений европейских ТНК.

 

Список литературы:
1. Асосков, А.В. Проблемы правового регулирования транснациональных компаний / / Юрид. мир. – 2000. – № 8. – С. 42–54.
2. Договор о функционировании Европейского Союза (Рим, 25 марта 1957 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] // НПП «Гарант-Сервис». – Дата доступа: 03.05.2023.
3. Об объединениях коммерческих организаций: типовой проект законодательного акта: приложение 1 к постановлению Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС № 5—18, 28 мая 2004 г. [Электронный ресурс] // Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества. Режим доступа: Дата доступа: 03.05.2023.
4. Рейнгольд, В. Европейская компания: новые возможности наднационального юридического лица / В. Рейнгольд, В. Долотов // Юридическая наука. – 2017. – . – № 3. – С. 106-111.
5. Синявский, А.А. К вопросу о правосубъектности транснациональных корпораций / А.А. Синявский. – Экономика и право, 2021. – № 1. – С. 50–58.