ГИПЕРРЕФЛЕКСИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИСКАЖЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА У ПОДРОСТКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
ГИПЕРРЕФЛЕКСИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИСКАЖЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА У ПОДРОСТКОВ
Подростковый период в жизни человека несомненно является одним из самых сложных и важных. Помимо серьезных физиологических изменений, в психике человека происходит формирование крупных новообразований, которые в дальнейшем окажут серьезное влияние на способность человека активно взаимодействовать в социальной среде. Необходимо отметить, что в этот период происходит постепенное формирование собственного «Я», осознание своего места в окружающем мире, что зачастую порождает множество негативных тенденций, например, повышенную тревожность [1].
Верным помощником на пути к самоопределению и саморазвитию для подростка становится рефлексия [2]. В рамках нашей статьи, хотелось бы взять за основу определение рефлексии как «механизма, благодаря которому система обретает способность к самоорганизации» и, прежде всего, как «способа посмотреть на себя со стороны… Осмыслить, переосмыслить экзистенциальную реальность, создать наиболее благоприятные условия для сотворчества с ней» [3; 209 с.]. Многочисленные психолого-педагогические исследования подтверждают значимость рефлексии в подростковом возрасте. Так, Б.И. Рапацкий пишет, что рефлексия помогает не только «осознать себя», но и «понять внутренний мир других людей», а М.С. Титкова отмечает необходимость поддержки рефлексии со стороны родителей или педагогов, путём создания «внешних ориентиров», поскольку в их отсутствии многие подростки «избегают самоанализа своих внутренних переживаний…» [4; 151 с., 5].
Тем не менее, иногда даже взрослый человек может столкнуться с «переизбытком» самоанализа, который в современной мире именуют «гиперрефлексией» или же «синдромом сороконожки». Понятию гиперрефлексия дают определение С.Н. Костромина и М.В. Макарова, определяя ее как «чрезмерная, преувеличенная склонность к самоанализу того, что происходит с человеком, а не с другими и с окружением» [6]. Необходимо отметить, что, несмотря на широкое распространение гиперрефлексии, разработке связанной с ней проблемы посвящено не так много теоретических, не говоря уже об эмпирических, исследований. Гиперрефлексия в возрастной психологии как феномен освещается ещё реже. Это, по нашему мнению, является серьёзным упущением, поскольку гиперрефлексия может послужить основой для возникновения или активного развития множества серьезных психических заболеваний или расстройств. Мы не можем не упомянуть о трудностях социализации, которые несомненно выступят в качестве последствия неконтролируемой гиперрефлексии. Особенно этому подвержена уязвимая психика человека в кризисные периоды, одним из которых и является подростковый период. Сквозь множество научных работ прослеживаются общие признаки гиперрефлексии, которые также хотелось бы обозначить в рамках нашей статьи. Гиперрефлексия долгосрочна и «циклична», поскольку сама по себе реализуется в форме «анализа результатов анализа», а это приводит лишь к длительному перевариванию психикой человека незавершенных умозаключений [6]. Со временем тенденция к гиперрефлексии неизбежно приводит к повышению уровня тревожности, поскольку вызывает у человека сомнения в своей адекватности, в возможности продолжать свое существование в социуме. Как следствие этого, в голове человека со временем возникает искаженная картина мира, которая при всем его желании не позволяет ему оперировать своими действиями, мыслями и чувствами как раньше. Закономерное стремление вернуться на своё место или найти себе новое сталкивается с неизбежным последствием повышенной тревожности. Ощущая себя под пристальным надзором членов общества, человек боится совершить ошибку, переосмысляет и долго принимает наиболее правильное решение, чаще всего вовсе не совершая его в итоге. А затем, как становится очевидным, человек вновь погружается в рефлексию над своими действиями и мыслями. Важно отметить, что одной из характерных для гиперрефлексии черт является ощущение личностной стагнации.
Гиперрефлексия «парализует» человека, что может стать крайне губительным для подростка в период активного развития его личности. Склонный к повышенному самоанализу подросток может незаметно перейти эту грань, остановившись на гиперрефлексии, которая будет губительно влиять на формирование эмоционального фона ребенка [6, 7]. Длительное гиперрефлексивное воздействие несомненно окажет влияние на формирование самооценки подростка, его психическую стабильность и качество социальных взаимодействий. В рамках нашего исследования мы должны отметить и то, что в силу специфики этого явления, оно способно оказать прямое воздействие и на учебную деятельность подростка, которая выступает одним из важнейших элементов его жизни. Повышенная тревожность, как следствие гиперрефлексии, приводит к «снижению уровня концентрации внимания», что, как пишет А.А. Головин, приводит к «уменьшению эффективности учебной деятельности» [7; 75 с.]. Более того, она порождает постоянный контроль действий, что редуцирует влияние творческого компонента на деятельность подростка.
Важно вновь обратиться к проблеме слабой изученности феномена гиперрефлексии, поскольку в отечественной науке не только не приведено точного его определения, более того оно практически не фигурирует как предмет специального исследования. Тем более, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия эмпирических исследований данной проблемы в разных возрастных срезах, что не позволяет нам на данном этапе разработки этой темы делать окончательные выводы о ее влиянии на человека. Это ставит перед нами задачу активного исследования данного вопроса, которым сейчас активно занимаются отечественные исследовательницы С.Н. Костромина и М.В. Макарова [6].
Подводя итог, хотелось бы вновь отметить превалирующее негативное влияние гиперрефлексии на психику человека, в частности подростка. В силу возрастных особенностей ребенка в пубертатном периоде, мы можем обозначить гиперрефлексию как одну из серьезных проблем современного подростка.