ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», а также Приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 465 «Об участии прокуроров в стадиях уголовного судопроизводства», участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами является важным направлением и ключевой задачей прокуратурных органов [2], [3].
Статья 246 УПК РФ требует, чтобы прокуроры участвовали в рассмотрении всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, независимо от того, рассматриваются ли они в федеральных судах или в мировых судах. Роль прокурора также заключается в определении его правового статуса в качестве участника уголовного судебного процесса [1].
Как известно, в уголовном процессе Российской Федерации прокурор выступает не только в роли процессуального лица, следующего за правилами процедуры в соответствии с процессуальным законом, но и как должностное лицо, отвечающее за надзор за исполнением законов согласно Закону о Прокуратуре. Это означает, что прокурор несет ответственность как за свои обязанности в качестве участника процесса от имени обвинения, так и за выполнение своих функций в области защиты прав на любой стадии уголовного дела перед судом.
В процессе уголовного судопроизводства с позиции обвинения прокурор контролирует предварительное следствие и дознание, а также надзирает за расследованием преступления. Однако, ему не присвоены полномочия на возбуждение и закрытие уголовных дел в случае нарушения уголовного или уголовно-процессуального законодательства.
В настоящее время существуют изменения в законодательстве, касающиеся функций прокурора, благодаря которым у него отсутствует право инициировать уголовное дело. Согласно актуальному уголовно-процессуальному закону, прокурор вправе осуществлять надзор за законностью в процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия. Такая ситуация может привести к тому, что прокурор лишается эффективных инструментов для борьбы с нарушениями законности, выявленными им при возбуждении уголовных дел.
А.В. Петров высказал мнение о том, что прокурорский реагирование, которое осуществляется через обращение к органам расследования, снижает статус прокурора [6]. Некоторые ученые считают, что полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для уголовного преследования (в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 37 УПК РФ), которое установлено в 2010 году и стало поводом для возбуждения уголовных дел, вносит определенную дискуссию [4].
Одним из мнений в отношении полномочий следователя является мнение профессора Л. И. Маслова. Он полагает, что следователь не может принимать решение о движении дела — это право прокурора. В случае возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица прокурор должен решить о возбуждении предварительного расследования или публичного обвинения на основе доказательств, полученных в ходе следствия. Далее он должен составить обвинительное заключение и передать уголовное дело в суд или прекратить его [5].
Из написанного можно заключить, что изменения, внесенные в работу прокуратуры, подчеркивают ее важную роль как надзорного органа. Генеральная прокуратура сообщает о том, что в нашей стране ежегодно выявляются 3 миллиона не учтенных преступлений. Чтобы облегчить доступ к правовой статистике для граждан и общественных организаций, был создан специальный портал Генпрокуратуры Российской Федерации.
Иногда при проведении проверок прокуроры обнаруживают необходимость возбуждения уголовного дела, но они не могут выполнять функции следователя, что может привести к потере доказательств. Следователь выполняет оперативные мероприятия в рамках уголовного расследования под контролем прокурора. Во всем мире прокуроры либо расследуют, либо руководят следствием, но в России такой возможности нет. Необходимо внести изменения в законодательство, чтобы расширить полномочия прокурора.
Предлагается изменить содержание пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ, включив полномочие прокурора возбуждать уголовное дело при отмене отказа в возбуждении уголовного дела со стороны следователя, руководителя следственного органа, дознавателя или органа дознания. Также необходимо изменить статью 140 часть 2 УПК РФ, исключив пункт 4, который определяет возможность прокурора направлять материалы в орган предварительного расследования для принятия решения о возбуждении уголовного преследования.
Мы считаем, что статья 146 УПК РФ должна регулировать процедуру возбуждения уголовных дел при наличии основания, предусмотренного статьей 140 УПК РФ. В таком случае процесс могут осуществлять прокурор, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа или следователь в пределах своей компетенции и с вынесением соответствующего постановления. Однако, мы считаем, что отзыв у прокурора возможности самостоятельно возбуждать уголовные дела противоречит его роли в уголовном процессе и является неэффективным способом регулирования нарушений закона. Эти изменения значительно снизили его роль в процессе, делая его эффективный отклик на нарушения закона неактуальным.
Мнения экспертов о том, что прокурор, имеющий право на учет зарегистрированных преступлений и проверку отказных материалов, должен также иметь право на возбуждение дела на основе своих проверок, являются убедительными. Огромный опыт применения законодательства и значительное количество материалов, отклоненных при возбуждении уголовного дела, заставляют авторов рассматривать эту проблему серьезно и требовать расширения полномочий прокурора в этой сфере [7].
С тем, чтобы контроль за законностью был эффективным и действенным, мы предлагаем дать прокурору право вести уголовные дела на свое усмотрение. Изменение законодательства обязательно для развития и улучшения уголовно-процессуального права, а отсутствие такого изменения может отрицательно сказаться на выполнении задач, связанных с уголовным процессом.
Считаю, что в настоящее время у прокурора не хватает полномочий для наиболее эффективного контроля за соблюдением законов, обеспечения правильной процедуры получения сообщений о преступлениях, проведения расследований и законности принимаемых органами предварительного расследования решений.
Как упоминалось ранее, в последнее время прокурору уменьшили полномочия в уголовном процессе. Данный факт связан с тем, что определенная часть его полномочий перешла к другим органам, включая Следственный комитет. Фактически, прокурор не выполняет полностью свои функции по надзору за предварительным следствием и уголовным преследованием, так как это возложено на руководителя следственного органа и следователя. В настоящей ситуации прокурор осуществляет только надзор за проведением предварительного расследования, без права возбудить или прекратить уголовное дело в случае нарушения законодательства.
В случае, если возникнет неполнота следствия или отсутствие состава преступления, а также если будут выявлены нарушения законодательства при проведении следственных действий, то прокурор получит полномочия вернуть уголовное дело следователю для проведения дополнительного следствия. Однако в научной литературе неоднозначно обсуждается, какое процессуальное положение занимает прокурор на досудебной и судебной стадиях уголовного судопроизводства.
Различные взгляды на роль и функции прокурора представлены в работах ученых. Одни считают, что прокурор помимо своей роли стороны обвинения также осуществляет уголовное преследование и защищает общественные интересы [4]. Другие, вроде А.А. Тушева, полагают, что прокурор не должен вмешиваться в уголовное преследование [8]. Есть и третья группа ученых, которые утверждают, что изъятие у прокурора права давать обязательные указания следователю может привести к отстранению доказательственной базы по уголовному делу [5]. Прокурор выдвигает обвинение от имени государства и поддерживает его в суде, поэтому возвращение дела для проведения дополнительного следствия может быть необходимо.
В рамках уголовного судопроизводства прокурор выполняет две функции - надзорную и функцию уголовного преследования, которую осуществляет в досудебной и судебной стадиях. Из анализа законодательства следует, что преследование наиболее эффективно в судебной стадии, когда прокурор выступает в качестве обвинителя. Но в отношении надзорных функций статистические данные и результаты опросов демонстрируют недостаточное и неадекватное их применение в зависимости от формы расследования.
С учетом проведенного исследования, я убежден, что в настоящее время необходимо обсуждение вопроса о восстановлении права прокурора на возбуждение уголовных дел и контроля за сроками расследования. Такие решения могут существенно сократить число следственных ошибок и злоупотреблений в ходе расследования. Полномочия прокурора должны функционировать на практике, а не быть формальным инструментом подтверждения законности.