Статья:

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Курганский В.В., Чибисов Е.И. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 18(241). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/241/126553 (дата обращения: 30.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Курганский Владислав Вячеславович
студент юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, РФ, г. Белгород
Чибисов Евгений Иванович
студент юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, РФ, г. Белгород
Новикова Алевтина Евгеньевна
научный руководитель, д-р юрид. наук, профессор кафедры конституционного и международного права Белгородского государственного национального исследовательского университета РФ, г. Белгород

 

Аннотация. Актуальность данной темы опосредована тем, что федерализм в Россия является уникальным и при сравнении его с другими федеративными государствами можно выделить характерные особенности, которые присущи только нашей стране. В этой связи в статье раскрыто определение федерализма; осуществлен анализ проблем федеративного устройства России с авторскими формулировками направлений их устранения.

 

Ключевые слова: государство, федерализм, государственно-территориальное устройство, субъекты Российской Федерации, Конституция РФ.

 

Введение

В настоящее время в мире существует 27 государств с федеративной формой правления. При этом, Россия – самая большая федерация в мире, территория которой на 2023 год состоит из 89 субъектов. Как и у любого федеративного государства, у России есть свои особенности, уникальные проблемы и соответственно возможные направления их решения.

Федерализм является сложным многоаспектным явлением, вследствие этого невозможно сформулировать универсальный подход к его определению, что подтверждается различными мнениями и подходами ученых.

Так, по мнению Р.Г. Абдулатипова, «Федерализм прежде всего это форма государственного устройства, объединяющая различные государственные образования, регионы и народы в единую государственную общность, которые функционируют как ее составные части, являясь при этом субъектами федерации, единого государства и потому подчиняясь общей воле всего народа» [1].

Некрасов С.И. считает, что: «федерализм – это сами федеративные отношения во всем их многообразии, и выделяет главную суть федерализма: не уяснение территориальной составляющей, а именно федеративные отношения (взаимосвязи различных субъектов)» [2].

Федерализм можно представить, как процесс координации отношений между частями государства, в котором законодательная, исполнительная и судебная власть распределяется между центром и отдельными административно- территориальными единицами [3].

Подчеркнем, что приведенные определения раскрывают федерализм с разных сторон и максимально, в комплексе охарактеризовать сущность этого явления.

Дать характеристику российского федерализма не представляется возможной без его принципов. К ним отнесены следующие: государственный суверенитет; целостность системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; регулирование экономической деятельности в соответствии с географическими, социально-экономическими особенностями каждого региона.

Как и любое правовое явление, российскому федерализму свойственны проблемы. Часть проблем российского федерализма появилась на более ранних периодах истории государства. К примеру, давней проблемой остается наименование и статус субъектов, еще в СССР было различие между правами различных субъектов.

В числе первых из проблем укажем неравенство субъектов в правовом аспекте. Сущность этого вопроса заключается в том, что Российская Федерация состоит из субъектов, но права этих субъектов не равны. Согласно ч. 2 ст. 5 Конституции России: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство».

Неравенство субъектов проявляются в следующем: 1) особый статус республики, даже в Конституции указано, что республика взаимосвязана с термином государство. Помимо этого, республики имеют право принимать собственные Конституции, главное требование заключается в том, чтобы Конституция республики не противоречила Конституции России и федеральным законам. Также особенностью республик является то, что у них есть конституционное право на установление собственного государственного языка. 2) Способность вхождения автономных округов в состав иных субъектов Российской Федерации и возможность областей и краев иметь в своем составе автономный округ.

Следующей проблемой является разница в протяженности территорий субъектов. Сравнивая площади субъектов Российской Федерации, можно прийти к выводу, что самый большой по площади субъект во много раз больше, чем самый маленький субъект, следовательно, будут возникать проблемы равноправия. Таким примером могут служить Севастополь, площадь которого составляет лишь 864 км², и Республика Саха, площадь которой 3 083 523 км².

Не менее важной проблемой является непропорциональное разграничение компетенции между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Если компетенция распределена равномерно и рационально тогда не будет уменьшения роли субъектов Федерации и не будет ограничена их самостоятельность [4].

В уставах субъектов Федерации заключены их предметы ведения и по этой причине возникает проблема, что субъекты Федерации лоббируют идею унитаризма. В результате происходит противоречие между Конституцией, федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Если нормативные правовые акты субъектов будут соответствовать Конституции и федеральным законам, то неравноправие в распределении полномочий должно быть устранено.

Еще одной важной проблемой российского федерализма, которую мы можем выделить, является экономический дисбаланс. Эта проблема проявляется в следующих моментах.

Во-первых, в неравномерном распределении федерального бюджета между субъектами Федерации.

Так, обращаясь к ст. 71 Конституции Российской Федерации, а именно п. «з», согласно которому вопросы о распределении федерального бюджета находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Касаясь этого вопроса, важно сказать о том, что неравномерное финансирование субъектов может привести к их социально-экономическому неравенству. Некоторые регионы значительно меньше получают федеральных средств, чем другие, что ухудшает возможности регионов для развития во всех сферах, включая здравоохранение, образование, жилищное строительство и инфраструктуру. А также это может привести к распространению среди населения более крупных регионов и ухудшению экологической ситуации в менее преуспевающих регионах [5].

Во-вторых, в неравномерном отчислении налогов в федеральный бюджет от субъектов Российской Федерации.

В соответствии с налоговым законодательством России субъекты перечисляют часть своих доходов в федеральный бюджет. Однако разные регионы имеют разные уровни доходов и налоговых баз, что может привести к неравномерному отчислению налогов в федеральный бюджет. То есть доходило до того, что одни субъекты Федерации отчисляли в федеральный бюджет до 50 % налогов от прибыли, в то время как другие, например, республики, отчисляли всего 10 %. Причиной этому является то, что некоторые субъекты Российской Федерации не могут сами себя обеспечить, поэтому часть субъектов живет как раз за счет перераспределения налогов от остальных субъектов.

Также в качестве еще одной проблемы выступает сложносоставной принцип построения субъектов Российской Федерации. Основная суть этого принципа сводится к тому, что части субъектов (особые группы фракций, автономии и т.д.) включены в состав регионов, но при этом сохраняют свою самостоятельность в решении ряда вопросов. Таким образом, в этот принцип включены следующие элементы: территориальное образование, правовая и экономическая независимость, равенство, сложность состава.

А также в 2020 году было принято решение о присоединении Якутии к Дальневосточному федеральному округу, что было осуществлено для объединения баланса между регионами и федеральным центром. 

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что проблемы федерализма вызваны историческими событиями, которые и предопределили развитие федерализма, а также связаны с особенностями современной российской государственности.

В целом, приведенные в работе проблемы требуют постоянного внимания и уточнения структуры российского федерализма для обеспечения баланса, равноправия и справедливого участия всех регионов в развитии страны.

 

Список литературы:
1. Абдулатипов Р.Г Федералогия. СПБ.: 2004. 320 с.
2. Некрасов С.И. Конституционное право РФ. М.: Издательство Юрайт, 2013. – 175 с.
3. Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: МПСУ, 2000. 375 с.
4. Цветкова О.В. Границы и межрегиональные отношения в политико-территориальной структуре России: технологии моделирования. Ульяновск: УлГУ, 2016. 384 с.
5. Конюхова И.А. Российский федерализм. Экономико-правовые проблемы. М.: Алетейя, 2018. 320 c.