ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
Аннотация. Актуальность данной темы опосредована тем, что федерализм в Россия является уникальным и при сравнении его с другими федеративными государствами можно выделить характерные особенности, которые присущи только нашей стране. В этой связи в статье раскрыто определение федерализма; осуществлен анализ проблем федеративного устройства России с авторскими формулировками направлений их устранения.
Ключевые слова: государство, федерализм, государственно-территориальное устройство, субъекты Российской Федерации, Конституция РФ.
Введение
В настоящее время в мире существует 27 государств с федеративной формой правления. При этом, Россия – самая большая федерация в мире, территория которой на 2023 год состоит из 89 субъектов. Как и у любого федеративного государства, у России есть свои особенности, уникальные проблемы и соответственно возможные направления их решения.
Федерализм является сложным многоаспектным явлением, вследствие этого невозможно сформулировать универсальный подход к его определению, что подтверждается различными мнениями и подходами ученых.
Так, по мнению Р.Г. Абдулатипова, «Федерализм прежде всего это форма государственного устройства, объединяющая различные государственные образования, регионы и народы в единую государственную общность, которые функционируют как ее составные части, являясь при этом субъектами федерации, единого государства и потому подчиняясь общей воле всего народа» [1].
Некрасов С.И. считает, что: «федерализм – это сами федеративные отношения во всем их многообразии, и выделяет главную суть федерализма: не уяснение территориальной составляющей, а именно федеративные отношения (взаимосвязи различных субъектов)» [2].
Федерализм можно представить, как процесс координации отношений между частями государства, в котором законодательная, исполнительная и судебная власть распределяется между центром и отдельными административно- территориальными единицами [3].
Подчеркнем, что приведенные определения раскрывают федерализм с разных сторон и максимально, в комплексе охарактеризовать сущность этого явления.
Дать характеристику российского федерализма не представляется возможной без его принципов. К ним отнесены следующие: государственный суверенитет; целостность системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; регулирование экономической деятельности в соответствии с географическими, социально-экономическими особенностями каждого региона.
Как и любое правовое явление, российскому федерализму свойственны проблемы. Часть проблем российского федерализма появилась на более ранних периодах истории государства. К примеру, давней проблемой остается наименование и статус субъектов, еще в СССР было различие между правами различных субъектов.
В числе первых из проблем укажем неравенство субъектов в правовом аспекте. Сущность этого вопроса заключается в том, что Российская Федерация состоит из субъектов, но права этих субъектов не равны. Согласно ч. 2 ст. 5 Конституции России: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство».
Неравенство субъектов проявляются в следующем: 1) особый статус республики, даже в Конституции указано, что республика взаимосвязана с термином государство. Помимо этого, республики имеют право принимать собственные Конституции, главное требование заключается в том, чтобы Конституция республики не противоречила Конституции России и федеральным законам. Также особенностью республик является то, что у них есть конституционное право на установление собственного государственного языка. 2) Способность вхождения автономных округов в состав иных субъектов Российской Федерации и возможность областей и краев иметь в своем составе автономный округ.
Следующей проблемой является разница в протяженности территорий субъектов. Сравнивая площади субъектов Российской Федерации, можно прийти к выводу, что самый большой по площади субъект во много раз больше, чем самый маленький субъект, следовательно, будут возникать проблемы равноправия. Таким примером могут служить Севастополь, площадь которого составляет лишь 864 км², и Республика Саха, площадь которой 3 083 523 км².
Не менее важной проблемой является непропорциональное разграничение компетенции между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Если компетенция распределена равномерно и рационально тогда не будет уменьшения роли субъектов Федерации и не будет ограничена их самостоятельность [4].
В уставах субъектов Федерации заключены их предметы ведения и по этой причине возникает проблема, что субъекты Федерации лоббируют идею унитаризма. В результате происходит противоречие между Конституцией, федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Если нормативные правовые акты субъектов будут соответствовать Конституции и федеральным законам, то неравноправие в распределении полномочий должно быть устранено.
Еще одной важной проблемой российского федерализма, которую мы можем выделить, является экономический дисбаланс. Эта проблема проявляется в следующих моментах.
Во-первых, в неравномерном распределении федерального бюджета между субъектами Федерации.
Так, обращаясь к ст. 71 Конституции Российской Федерации, а именно п. «з», согласно которому вопросы о распределении федерального бюджета находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Касаясь этого вопроса, важно сказать о том, что неравномерное финансирование субъектов может привести к их социально-экономическому неравенству. Некоторые регионы значительно меньше получают федеральных средств, чем другие, что ухудшает возможности регионов для развития во всех сферах, включая здравоохранение, образование, жилищное строительство и инфраструктуру. А также это может привести к распространению среди населения более крупных регионов и ухудшению экологической ситуации в менее преуспевающих регионах [5].
Во-вторых, в неравномерном отчислении налогов в федеральный бюджет от субъектов Российской Федерации.
В соответствии с налоговым законодательством России субъекты перечисляют часть своих доходов в федеральный бюджет. Однако разные регионы имеют разные уровни доходов и налоговых баз, что может привести к неравномерному отчислению налогов в федеральный бюджет. То есть доходило до того, что одни субъекты Федерации отчисляли в федеральный бюджет до 50 % налогов от прибыли, в то время как другие, например, республики, отчисляли всего 10 %. Причиной этому является то, что некоторые субъекты Российской Федерации не могут сами себя обеспечить, поэтому часть субъектов живет как раз за счет перераспределения налогов от остальных субъектов.
Также в качестве еще одной проблемы выступает сложносоставной принцип построения субъектов Российской Федерации. Основная суть этого принципа сводится к тому, что части субъектов (особые группы фракций, автономии и т.д.) включены в состав регионов, но при этом сохраняют свою самостоятельность в решении ряда вопросов. Таким образом, в этот принцип включены следующие элементы: территориальное образование, правовая и экономическая независимость, равенство, сложность состава.
А также в 2020 году было принято решение о присоединении Якутии к Дальневосточному федеральному округу, что было осуществлено для объединения баланса между регионами и федеральным центром.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что проблемы федерализма вызваны историческими событиями, которые и предопределили развитие федерализма, а также связаны с особенностями современной российской государственности.
В целом, приведенные в работе проблемы требуют постоянного внимания и уточнения структуры российского федерализма для обеспечения баланса, равноправия и справедливого участия всех регионов в развитии страны.