Статья:

ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ С УЧЕТОМ ФУНКЦИИ ВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО НАДЗОРА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Трубач Р.А. ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ С УЧЕТОМ ФУНКЦИИ ВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО НАДЗОРА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 17(240). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/240/126557 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ С УЧЕТОМ ФУНКЦИИ ВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО НАДЗОРА

Трубач Роман Анатольевич
студент, Белорусский государственный экономический университет (БГЭУ), Республика Беларусь, г. Минск
Ломако Алла Юрьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет Республика Беларусь, г. Минск

 

В Республике Беларусь функционирует более двух тысяч открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных предприятий, что составляет более 47% от общего количества коммерческих юридических лиц государственного сектора экономики. Корпоративное управление этими акционерными обществами существенно отличается от управления обществами без доли государства в уставных фондах и подчиняется законодательно установленному порядку осуществления владельческого надзора. Учитывая это обстоятельство, следует признать совершенствование корпоративного управления хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах одним их самых перспективных направлений развития национальной экономики [1, с. 24].

Владельческий надзор – это система мер по участию государства в управлении хозяйственными обществами, часть акций (долей в уставных фондах) которых находятся в собственности Республики Беларусь, в целях повышения эффективности деятельности этих обществ и защиты экономических интересов государства [2, с. 87].

Анализ проблем в функционировании владельческого надзора и корпоративного управления представлен в работах В. Кухарева, Л. Киндрука,
И. Курочкиной, И. Рабыко. Однако все авторы рассматривают владельческий надзор и корпоративное управление в отрыве друг от друга, не синтезируя их в единое целое – контроль над управлением в акционерном обществе с участием государства.

В Республике Беларусь функционирует двухуровневая система государственного управления, при которой на первом уровне находится Совет Министров Республики Беларусь, а на втором – республиканские органы государственного управления, поэтому право владения и распоряжения государственными пакетами акций передано Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь (далее – ГКИ).

Совет Министров Республики Беларусь как собственник пакетов акций принял постановление «О представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам», где определил функции республиканских органов государственного управления, осуществляющих владельческий надзор, по организации и обеспечению деятельности представителей государства. Назначается представитель государства либо республиканским органом государственного управления (в управление которого передан государственный пакет акций), осуществляющим владельческий надзор по согласованию или без согласования с ГКИ, либо Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с вышеназванным органом. Назначаются представителями государства в органы управления акционерных обществ лица, прошедшие специальную подготовку на курсах и получившие соответствующий документ об их успешном окончании [3].

ГКИ обеспечивает методическое руководство и осуществляет контроль за деятельностью представителей государства и органа управления, осуществляющего владельческий надзор. Так, представители государства представляют отчет за год в орган управления, который утверждается им и представляется в ГКИ для обобщения информации об организации деятельности представителей государства. На основе анализа ГКИ предлагает мероприятия по совершенствованию организации владельческого надзора в акционерных обществах с долей государства. Соответствующий отчет об управлении принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями) ГКИ направляет в Совет Министров Республики Беларусь.

Анализ показал, что владельческий надзор является функцией возложенной на отраслевой республиканский орган государственного управления, связанной с участием в работе органов управления акционерных обществ. В целом, система владельческого надзора позволяет владеть информацией о ситуации в акционерном обществе с долей государства и оказывать влияние на решения по ключевым вопросам, рассматриваемым на общих собраниях и наблюдательных советах. Дополнительно на представителей государства возлагаются функции по контролю за деятельностью акционерных обществ, а также обязанность по принятию мер по защите экономических интересов государства. Все это усложняет деятельность представителей государства [4].

К низкой эффективности владельческого надзора в Республике Беларусь ведут следующие причины:

- назначаемые представители государства зачастую не обладают специальной профессиональной подготовкой и необходимой компетенцией;

- совмещение основной работы представителя государства и выполнение полномочий представителя государства;

- низкая экономическая составляющая в действующей системе вознаграждения представителей государства.

Система вознаграждения дифференцирована от рентабельности акционерного общества и колеблется от 10 до 75 базовых величин. Выплата вознаграждения возможна при одновременном выполнении двух условий: наличия у акционерного общества прибыли от реализации продукции и рентабельности продукции. Так, к примеру, если по итогам периода сложились большие внереализационные убытки (например, отрицательные курсовые разницы), которые перекрыли прибыль от реализации и привели к убыткам, но при этом рентабельность продукции положительна, то вознаграждение не выплачивается. В то же самое время работа у представителей государства по подготовке и согласованию документов и участию в наблюдательном совете остается вне зависимости от финансовых результатов деятельности акционерного общества.

Все вышеперечисленное привело к снижению эффективности деятельности представителей государства. Поэтому государство стимулирует внедрение корпоративного управления в акционерных обществах с долей государства. Так, одним из критериев оценки деятельности представителя государства является реализация мероприятий по совершенствованию корпоративного управления, таких как принятие корпоративного кодекса, принятие иных локальных нормативных правовых актов по корпоративному управлению (внесение в них изменений и дополнений). В случае внедрения элементов корпоративного управления в акционерном обществе деятельность представителя государства оценивается в том числе с точки зрения показателей эффективности.

 

Список литературы:
1. Чеботарь, Ю.М. Корпоративное управление: монография/Чеботарь Ю.М. – М.: Автономная некоммерческая организация «Академия менеджмента и бизнес-администрирования». – 2017. – 136 с.
2. Макарова, О.А. Правовое положение публичных акционерных обществ / О.А. Макарова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. – 2017. – № 4. – С. 411-419.
3. О представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 16 мая 2008 г., № 694 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.by/document/?guid=3871 &p0=C20800694. – Дата доступа: 04.04.2023.
4. Кузнецова, О.П. О некоторых аспектах осуществления владельческого надзора в Могилевской области / О.П. Кузнецова // Земля Беларуси. – 2020. – № 4. – С. 10-13.