СТРЕСС В НАШЕЙ ЖИЗНИ И КАК С НИМ СПРАВИТЬСЯ?!
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(239)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(239)
СТРЕСС В НАШЕЙ ЖИЗНИ И КАК С НИМ СПРАВИТЬСЯ?!
Изучение стресса в настоящее время имеет междисциплинарную направленность, которая включает обширный спектр методов из различных наук: от биохимии до социологии.
Стрессоустойчивость, в интерпретации Б.X. Варданяна, это «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [1].
С позиции А.П. Катунина, стрессоустойчивость является сложным по структуре феноменом. К тому же на ее структуру огромное воздействие оказывает характер деятельности человека. Каждый структурный компонент находится в особой взаимосвязи, что способствует возникновению компенсации слабой выраженности одних элементов за счет большей развитости других [2].
Среди многих причин, вызывающих психическое напряжение обучаемых одной из главных является экзаменационный стресс [3].
Копинг-стратегии являются механизмами психологического приспособления человека в условиях стресса. Копинг-ресурсы – это совокупность личностных характеристик и социальной среды, которая предоставляет возможность реализовывать оптимальную адаптацию к стрессовым ситуациям.
Копинг-стратегии (стили совладающего поведения) – реакции личности на стрессовую угрожающую ситуацию [4].
Р. Лазарус и С. Фолкман выделили бинарную классификацию копинг-стратегий, дифференцировав их по направленности: а) проблемно-фокусированные стратегии (11 копинговых действий); б) эмоционально-фокусированные стратегии (62 копинговых действия).
Некоторые ученые считают, что к копингам относятся проявления регуляции эмоционального состояния, включая те непроизвольные процессы, которые обусловлены различиями в темпераменте и привычном поведении. Совладающее поведение -это целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий [5].
В рамках данной статьи будут представлены результаты исследования, целью которого было выявление уровня сформированности стрессоустойчивости у студентов педагогического вуза в период экзаменационной сессии.
Для определения уровня стрессоустойчивости студентов в период экзаменационной сессии было проведено диагностическое обследование с участием 34 студентов 3-х курсов психолого-педагогического факультета двух профилей: Психология и социальная педагогика (ПСП) и Психология образования (ПО).
Средний возраст студентов 20-22 года. Испытуемые были распределены на 2 группы: экспериментальная группа (Психология образования (ПО)) - (ЭК) -17 человек, контрольная группа (Психология и социальная педагогика (ПСП)) - (КГ) -17 человек.
Основными методиками исследования были выбраны:
1) Копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкман, адаптированный Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой;
2) Методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин).
Анализ полученных в ходе исследования эмпирических данных:
1) Методика Копинг-тест предназначена для определения копинг-механизмов, т. е. способов преодоления трудностей в различных сферах: трудности в работе, трудности в обучении, трудности в общении, трудности в любви и т.д.
Копинг тест Лазаруса показывает насколько часто используется каждая из копинг стратегий и насколько эффективно. Тест Лазаруса считается первой стандартной методикой в области измерения копинга.
Для того, чтобы разработать эффективные тренинговые занятия поформированию стрессоустойчивости, мы провели опросник «Способы совладающего поведения». С его помощью мы выявили, какими способами для преодоления трудностей пользуются студенты исследуемых специальностей.
По результатам проведённого опросника мы посчитали среднее значение по каждому показателю у студентов КГ и ЭГ. Конфронтация: ЭГ - 46,5%; КГ – 42,9%, дистанцирование ЭГ - 48,9%; КГ – 52,9%, самоконтроль ЭГ – 54,9%; КГ – 54,1%, поиск социальной поддержки ЭГ – 61,9%; КГ – 50,7%, принятие ответственности ЭГ – 54,4%; КГ – 59,3%, бегство-избегание ЭГ - 46,5%; КГ – 42,9%, планирование решения проблемы ЭГ – 65,4%; КГ – 60,1%, положительная переоценка ЭГ – 59,07%; КГ – 56,4%,
По результатам опросника «Способы совладающего поведения» можно сделать вывод, что студенты педагогического факультета выбранных профилей в достаточной мере используют каждую копинг-стратегию.
Студенты КГ так же, как и студенты ЭГ, отдают своё предпочтение стратегии - планирование решения проблемы.
У студентов ЭГ выражено предпочтение такой копинг-стратегии, как поиск социальной поддержки, также нередко для преодоления трудностей используют стратегию самоконтроля. Студенты КГ нередко используют стратегию избегания.
Реже всего исследуемые студенты используют стратегию конфронтации.
С одной стороны, это позволяет активно противостоять проблемам и стрессогенному воздействию. С другой, приводит к недостаточной целенаправленности и рациональной обоснованности поведения в проблемной ситуации.
2) Следующая методика была направлена на определение вероятности развития стресса (Т.А. Немчин), она предназначена для выявления подверженности стрессу.
По результатам методики выявили, что высокая стрессоустойчивость в ЭГ не выявлена, а в КГ – у 5,9 % (1 человек). Средняя стрессоустойчивость в ЭГ – у 58,8 % (10 человек), в КГ –64,7 % (11 человек), высокая вероятность развития стресса в ЭГ -у 42,2 % (7 человек) и в КГ -у 29,4 % (5 человек).
Полученные результаты позволили нам определиться с группой студентов с низким уровнем стрессоустойчивости и высокой вероятностью развития стресса, которая нуждается в коррекционно - развивающей работе по формированию стрессоустойчивости.