Исследование адаптации иностранных студентов к обучению в вузе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(23)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(23)
Исследование адаптации иностранных студентов к обучению в вузе
Относительно недавно Россия вошла во всемирную торговую организацию, что не могло не сказаться и на системе образования. Данный факт нацеливает на использование потенциальных возможностей системы образования с целью повышения мирового рейтинга. Это обеспечивает повышение конкурентоспособности российского образования, следовательно, вызывает приток иностранных студентов для обучения в российский вузах.
Адаптация к новому образовательному пространству и к новой иноязычной среде – это актуальные проблемы иностранных студентов, с которыми они сталкиваются с вхождением в новое общество, имеющий свои культурно-детерминированные реалии. Процесс адаптации первокурсников является процессом активного включения в новую образовательную среду, в результате которого решаются задачи формирования интереса у студентов к обучению, развитие способностей личности к самоорганизации своей деятельности
С началом обучения в высшем учебном заведении связано много трудностей. Причина этого ‒ процесс адаптации иностранного студента к другой культуре и условиям проживания, акклиматизация. Со временем иностранные студенты адаптируются, но многие студенты на протяжении всего дальнейшего обучения продолжают жаловаться на усталость, плохое самочувствие, депрессию. Считается, что это может быть связано: а) с проблемами в изучении русского языка; б) с другой системой образования; в) с эмоционально-психологическим состоянием студентов. Процесс профессионального становления и личностного самоопределения зависит от того, насколько быстро и успешно адаптируются студенты. Иностранные студенты нуждаются в особой помощи в преодолении трудностей, возникающих у них при обучении в контексте российской системы образования. Оказавшись в условиях новой среды, молодые люди испытывают чувство одиночества, чувство беспомощности, чувство тревоги из-за неспособности справиться с ситуацией. Новые условия часто вызывают эмоциональный и физический дискомфорт [1, с. 276].
Адаптация иностранного студента − это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми для него условиями. Для этого требуется огромные затраты физических и психологических ресурсов человека [2, с. 56-58].
Одной из причин адаптации первокурсников является их тревожность. Тревожность часто рассматривается как фактор, системообразующий признак дезадаптации, как одна из причин социальной дезадаптации, как характеристика протекания процесса адаптивности. С другой стороны, социальная адаптация изучается как важное обстоятельство благополучия личности, в частности влияющее на формирование тревожности. Все это обосновывает выявленную нами тесную взаимосвязь этих двух аспектов.
Целью нашего исследования является выявление адаптации иностранных студентов к обучению в вузе. Выборку составили иностранные студенты − юноши и девушки первого курса в количестве 50 человек.
В ходе эмпирического исследования нами были использованы следующие методики: опросник К.Роджерса и Р.Даймонда «Шкала социально - психологической адаптированности», тест Ч.Д. Спилбергера - Ханина «Определение уровня тревожности».
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что существуют различия показателей социально-психологической адаптации иностранных студентов – юношей и девушек:
Адаптация (A). Девушки адаптируются лучше (70 %), чем юноши (50 %). Девушки более коммуникабельны и быстрее идут на контакт, что заметно упрощает процесс приспособления к обучению. Профессор педагогики и психологии С.И. Самыгин говорит о том, что: «Женское начало (в рамках человеческой популяции) призвано обеспечивать неизменность потомства от поколения к поколению, т.е. оно ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков. Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики» [3, с. 35].
Самоприятие (S). Самоприятие у девушек хорошее (70 %). Это значит, что они удовлетворены собой, своей личностью, они уверены, что могут понравиться окружающим, интересны и привлекательны для других как личность. Показатели самоприятия у юношей невысокие (60%). Это означает, что не все удовлетворены собой, не уверены в своих возможностях.
Приятие других (R). У девушек и юношей (60 %). У них присутствует критичность к окружающим. Они склонны давать как положительные, так и отрицательные оценки их личности и особенности поведения.
Эмоциональная комфортность (E). И у юношей, и у девушек низкие показатели (60%). Это связано с тем, что они тревожны, обеспокоены и напряжены. Они обладают некоторой эмоциональной неуравновешанностью. Возможно, они не удовлетворены окружающей действительностью и пессимистично воспринимают окружающую действительность [4, c. 77].
Интернальность (I). Девушки имеют более высокий показатель интернальности (60%), чем юноши (50 %) тем самым показывая, что они более требовательны к себе. Это означает, что все происходящие явления они пропускают сквозь призму собственных возможностей.
Доминирование (D). У всех опрошенных первокурсников умеренное стремление влиять на других (50 %). Они умеют убеждать в своем мнении, отстаивать свои позиции, но это может сочетаться и с определенной уступчивостью и податливостью внешнему миру.
Исходя из полученных результатов по методике Спилбергера - Ханина «Определение уровня тревожности», мы можем отметить, что уровни тревожности у иностранных студентов - юношей и девушек различны: у 57% юношей высокий уровень ситуативной тревожности и у 52% - личностный, в то время как 19% девушек имеют высокий уровень ситуативной тревожности, и у 19% - личностный уровень тревожности. Таким образом, имеются различия в показателях уровня тревожности между юношами и девушками. Студентам с высоким уровнем тревожности намного сложнее приспособиться к окружающей их новой среде и к новому коллективу. Первокурсники с высоким показателем уровня тревожности могут быть не удовлетворены собой, не уверены в себе, склонны к стрессовым состояниям или могут просто замкнуться. Несомненно, все это неблагополучно влияет на их адаптацию в высшем учебном заведении.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) имеется тесная взаимосвязь между уровнем адаптации и уровнем тревожности, то есть чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень адаптации;
2) существуют различия показателей социально-психологической адаптации иностранных студентов – юношей и девушек;
3) уровни тревожности у иностранных студентов - юношей и девушек различны.
Полученные результаты говорят о необходимости применения психолого-педагогическими службами дифференциированного подхода в работе с иностранными студентами.
Учитывая опыт российских педагогов в работе с зарубежными студентами и с учетом проведенного психологического исследованания, можно предложить следующие рекомендации по преодолению иностранными первокурсниками барьеров на этапе учебно-дидактической адаптации:
1) преподавателям и службам психолого-педагогической поддержки следует:
• прибегать к форме обучения в виде микрогрупп из студентов-соотечественников, разделяя учебные функции среди студентов в соответствии с уровнем знаний того или аспекта изучаемого явления, способностями к устному или письменному изложению освоенного учебного материала членам микрогруппы;
• беря во мнимание этнопсихологические особенности иностранных студентов включать в совместную работу русскоязычного студента, владеющего прочными знаниями по предмету и организаторскими способностями, контролирующего успешность деятельности иностранных студентов при изучении темы, освоение ими терминологического аппарата с учетом родного языка студентов и формирования индивидуальных словарей с накоплением запаса профессионального понятийного аппарата [5, c. 267-283];
• применять дифференцированный подход в ходе работы с иностранными студентами;
• обогащать социально-культурную сферу жизнедеятельности иностранных студентов за рамки учебного процесса в пределах учебного заведения [6, c. 45-49];
2) иностранным студентам следует:
• использовать толковые и этимологические словари иностранных слов;
• использовать параллельно расположенные учебные тексты, изложенные на двух языках, один из которых русский, другой родной язык студента или язык-посредник;
• практиковать переводы учебных, профессиональных текстов как эффективный метод семантизации содержания;
• пользоваться методиками по самообучению и самовоспитанию студентов для преодоления коммуникативных и социальных барьеров [7, c. 296-298].
Таким образом, процесс адаптации важен для студента. Важность проблемы адаптации иностранных учащихся в российских вузах определяется задачами их дальнейшего эффективного обучения как будущих специалистов. Успешная и быстрая адаптация помогает быстро включиться в учебный процесс и способствует повышению качества подготовки студентов в вузе. Следовательно, для повышения конкурентоспособности российских вузов в сфере международного процесса обучения иностранных граждан необходима положительная динамика в социальной адаптации иностранных студентов, как в процессе обучения, как и в процессе жизнедеятельности.