Статья:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(228)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ризванова Д.Н. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 5(228). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/228/123706 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ризванова Диана Николаевна
студент, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Еремеева Ольга Александровна
научный руководитель, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга

 

Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения учебных задач, заложенных в федеральном государственном стандарте образования. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету.

Виды внеурочной работы разнообразны. Это, прежде всего, выполнение домашних заданий по изученному материалу, как продолжение деятельности на уроке. Основная цель этой деятельности - повторение, закрепление и практикование знаний и умений, полученных на уроке.

Другими видами внеурочной деятельности учащихся являются выполнение опытов, практических работ и самостоятельных наблюдений в окружающем мире. Эти виды деятельности осуществляются по заданиям, которые обычно формулирует и дает учитель. Вместе с тем, они сформулированы в некоторых вариативных учебниках, и учитель может на них ориентироваться. Проведение опытов, практических работ во внеурочное время, самостоятельных наблюдений способствуют проверке и практикованию уже полученных знаний и умений. Обогащают жизненный опыт детей, что позволяет в учебном процессе шире применять коммуникативное общение, создают исследовательские ситуации, развивают информационную культуру, поскольку позволяют практически осваивать способы получения информации. Эффективности этих видов деятельности учащихся способствует их фиксация. Результаты опытов и практических работ обычно фиксируются в тетрадях в виде записей, таблиц, схем, рисунков.

Важная составляющая внеурочной деятельности учащихся - изучение природы родного края. Это требование достаточно четко прописано в законе

«Об образовании», который обязывает включать в образовательные программы национально - региональный компонент. Без внеурочной работы детей эта часть стандарта практически не может быть выполнена, так как необходимая краеведческая информация может быть добыта ребенком только в ходе работы с краеведческой литературой, электронными носителями, из бесед со взрослыми.

Успех выполнения внеурочных заданий зависит от того, как они предложены учащимся. Для внеурочной работы очень четко должны быть сформулированы задания каждой микрогруппы, индивидуальные задания детей, даны необходимые рекомендации к технике их выполнения, указаны конкретные или возможные объекты для наблюдений. Учащиеся должны хорошо усвоить содержание и цель выполнения задания. В задании для них должна быть четко определена их деятельность. Лишь после понимания детьми цели выполнения работы во внеурочное время сообщаются и записываются страницы учебника, учебного пособия.

Тем не менее, часто учителя записывают на доске страницы учебника и номера заданий из учебного пособия, а дети механически переписывают это в дневник. При таком подходе дома у детей возникают немало проблем, что приводят к неоправданным затратам времени, снижает эффективность этой деятельности.

Внеурочная работа - это часть учебной программы предмета, оказывает положительное влияние на достижение планируемой результативности предмета. Понятно, что она развивает умственные способности учащихся. Велико ее влияние на развитие ответственности, организованности, дисциплинированности, силы воли, саморефлексии и т.п.

В зависимости от места проведения и характера внеурочной работы можно выделить следующие ее формы:

  • домашняя работа.
  • систематические наблюдения в природе (работа с дневниками и календарем природы),
  • работа на учебно-опытном участке,
  • работа в классном уголке природы,
  • работа с информацией

Домашняя работа организуется для самостоятельного выполнения учащимися заданий учителя. Чаще всего главной дидактической целью домашних работ является закрепление полученных знаний на уроке, формирование соответствующих умений [7] В тоже время домашние задания могут преследовать цели получения новых знаний (например, с помощью опыта, выполнения наблюдений в природе), развития наблюдательности, мышления, эмоциональных проявлений. В зависимости от содержания изучаемого материала можно выделить следующие группы домашних заданий:

1. Задания на закрепление полученных на уроках знаний, главным образом путем чтения текста учебника («перечитайте статьи учебника, ответьте на вопросы в конце текста»).

2. Задания на формирование новых знаний путем наблюдений в природе, выполнения опыта чтения не пройденного на уроке текста, других источников («выясните, какие деревья растут рядом с вашим домом», «выясните с помощью опыта, какие из перечисленных веществ: речной песок, питьевая сода, крахмал - растворяются в воде», «узнай у старших, откуда приходит вода в твой дом»).

3. Задания на формирование умений:

а) пользования измерительными приборами («определи температуру воздуха с помощью термометра у себя дома, на улице»),

б) выполнения природоохранительных работ («вместе с родителями сделайте кормушку для птиц и установите ее за окном»),

в) выполнения гигиенических правил («запомни правила ухода за зубами и выполняй их»).

4. Задания на подготовку к восприятию нового материала наследующем уроке (например, перед изучением темы «Опора тела и движение» дается задание: «Приготовься рассказать о том, каким физическим трудом ты занимаешься, приготовься показать на уроке упражнения, которые ты делаешь во время утренней зарядки»).

5. Творческие задания нарисуйте плакат «Берегите почву!». (Подумай, почему не следует сжигать опавшие листья в парках, скверах?).

Домашние задания могут носить групповой и индивидуальный характер. Например, при организации самостоятельных наблюдений в природе в сельской местности дети, дома которых находятся вблизи грачевника, получают задание пронаблюдать за появлением грачей; дети, живущие рядом с парком, - задания на наблюдение за состоянием деревьев, кустарников и т.п.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, индивидуальные задания должны быть конкретными, достаточно детализированными.

Например, учащимся, заинтересовавшимся жизнью муравьев, можно предложить выполнить работу по следующей программе:

  • определи, где находится муравейник;
  • какой строительный материал использовали муравьи для его сооружения;
  • куда ведут муравьиные дорожки, забираются ли муравьи на деревья, что они там делают, что несут муравьи к муравейнику;
  • чем питаются муравьи (положи на муравьиной дорожке кусочек сахара, мертвых насекомых; гусениц, червей, как отнесутся муравьи к предложенной пище);

При организации индивидуальной работы важно научить детей вести дневники наблюдений, делать сообщения о результатах своей деятельности, вносить предложения по охране природы, а несложные мероприятия выполнять самому.

Работа на сельскохозяйственном участке. Работа на сельскохозяйственном участке организационно выполняется главным образом в рамках занятий по сельскохозяйственному труду. Однако содержание работы тесно связано с уроками природоведения.

На пришкольном сельскохозяйственном участке дети учатся:

  • (распознавать отдельные декоративные, овощные, плодово-ягодные растения открытого грунта, сопутствующие им сорняки (связь с темой «Растения и животные поля, сада»);
  • наблюдать за ростом и развитием растений по временам года (тема «Сезонные изменения в природе»);
  • определять по внешнему виду почвы, растения, их потребность в данный момент в свете, тепле, воде, питании (темы «Почва», «Растения», включая и вопросы экологии растений);
  • обрабатывать почву (очистка поверхности, перекопка, рыхление), размечать делянки (тема «Почва»);
  • ухаживать за растениями: посадка, прополка, проращивание, полив,. внесение удобрений, окучивание, борьба с насекомыми-вредителями механическим способом, уборка урожая (тема «Растения и животные поля, сада»);

Все опыты проводятся на частично-поисковом или исследовательском уровне на примере организации опыта по выявлению влияния густоты посевов на урожай редиса.

 

Список литературы:
1. Закон Об образовании [Текст]: федер.закон: [принят Гос. думой 21 декабря 2012г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2012 № 273].
2. Федеоальный государственный стандарт начального общего образования [Текст]. – М., 2011. – 134 с.
3. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учебник для средн. спец. учеб. заведений. / Г.Н.Аквилева, З.К.Клепинина. - М.: «Владос», 2012. -240 c.
4. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4класс. [Текст] / Н.Т. Брыкина, O.E. Жиренко, Л.П. Барылкина. М: ВАКО, 2013. -320с.
5. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир [Текст]: методика обучения: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. — М.: Вентана- Граф, 2014. - 240 с.
6. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир [Текст]: программно-методический материал. Окружающий мир //Начальная школа/Н. Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. - М.: Дрофа, 2013. - 147 с.
7. Григорьева Е. В. Методика преподавания естествознания [Текст]: учеб.пособие  для  студентов  вузов,  обучающихся  по  специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В.Григорьева. — М.: Гуманитар, изд. центр BJI АД ОС, 2013. — 253 с.
8. Дарвиш О. Б. Возрастная психология [Текст]: учеб.пособие для студ.вузов, обучающихся по специальности 031999 «Педагогика и психология / О. Б. Дарвиш; под ред. В. Е. Клочко — М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2014. - 264с.
9. Дик Н. Ф. Классные часы в 3-4 классах / Н. Ф. Дик. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 416 с.