Статья:

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Сагов Р.А. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 44(223). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/223/122213 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Сагов Руслан Асламбекович
магистрант, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас
Барахоева Елизавета Абубукаровна
научный руководитель, старший преподаватель, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас

 

Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы людей, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности), которые создаются с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.

Гражданское общество – это часть правового государства. Гражданское общество объединяет всю совокупность негосударственных (неполитических) отношений, т.е. экономических, социальных, национальных, религиозных, духовно-нравственных и др.

Общественные объединения являются ключевым элементом гражданского общества. В основе их создания находится конституционное право каждого на объединение (ч. 1 ст. 30) [1].

Общественные объединения как субъекты конституционного права обладают конституционной правосубъектностью, организационной обособленностью, устойчивостью структуры, способностью вырабатывать и выражать вовне свою волю. Демократический потенциал этого права проявляется в возможности граждан посредством общественных объединений индивидуально и коллективно участвовать в управлении делами государства на всех уровнях власти с целью удовлетворения собственных потребностей и интересов.

Согласно ст.30 «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.»[1], таким образом  субъектами данного права,  могут выступать граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и лица с двойным гражданством. юридическим лицам. «Право на объединение», закрепленное ст. 30 Конституции РФ, распространяется на все виды объединений, коммерческие и некоммерческие организации.

Конституционное право человека и гражданина на создание общественных объединений — это естественное по своей природе субъективное конституционное право, которое традиционно относится к категории политических прав и свобод, пользование которыми может быть ограничено только федеральным законом. Право на объединение — это важнейшее политическое право, его реализация может осуществляться не только в политической сфере, так как подобные объединения могут создаваться в социальной, экономической, культурной и других сферах. Особенностью данного права является его проявление в областях жизнедеятельности человека, связанных с участием в управлении делами государства и защитой прав в указанной сфере.

Реализация права на объединение в демократическом государстве - необходимая мера обеспечения политической свободы человека и гражданина.

Общественными объединениями в контексте Федерального закона «Об общественных объединениях» могут быть признаны только некоммерческие организации, которые не ставят целью своей деятельности извлечение прибыли.

В соответствии с действующим Федеральным законом «Об общественных объединениях», чтобы учредить объединение, не нужно предварительного разрешения органа государственной власти или местного самоуправления.

Как верно отмечает  В. В. Лысенко, конституционно-правовая правоспособность общественных объединений объясняется особенностью их образования, и распространение на них гражданского законодательства возможно лишь в том случае, если они становятся участниками правоотношений имущественного характера или нуждаются в гражданско- правовой защите [10,c.12].

Правосубъектность общественных объединений в конституционном смысле не зависит от того, подверглись они государственной регистрации или нет. Государственная регистрация связана лишь с приобретением общественным объединением прав юридического лица, т.е. гражданской правоспособности.

Конституционное установление свободы деятельности общественных объединений проявляется и в законодательных формулировках о различных организационно-правовых формах общественных объединений. Согласно Федеральному закону от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об общественных объединениях» такими формами являются: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия (ст.7) [2].

Конституции РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений (п.2,ст.30),исключение составляют конституционные ограничения предусмотренные ч. 5 ст. 13 Конституции РФ «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» [1].

Данная статья, также устанавливает важный для страны принцип – принцип политического многообразия.

В Конституции РИ это нашло отражение ч.1 ст.12. Данная норма определяет, что общественные, религиозные, политические объединения в Республике Ингушетия создаются на добровольных началах и действуют в рамках Конституции и законов республики. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Решения таких объединений не имеют обязующей силы для органов государственной власти и управления. К тому же не допускается образование и деятельность общественных объединений и политических организаций, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя и подрыв безопасности республики, разжигание расовой, социальной, межнациональной и религиозной розни, пропаганду насилия, войны и терроризма [8].

В осуществлении политической основы гражданского общества большая роль уделяется взаимодействию в данной сфере общественных организаций со структурами власти, не только в Российской Федерации, но, в частности, на территории Республики Ингушетия.

Ограничения права на объединение упомянуты как в   Федеральном законе «Об общественных объединениях» [2], так и в Федеральном законе от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О противодействии экстремистской деятельности» [3], а судебный порядок признания организации террористической ,и правила ее ликвидации установлены в  Федеральном законе от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» [4].

Ограничения на пользование правом на общественные объединения определяются ст. 56 Конституции РФ. Указанные в ст.56 ограничения устанавливаются Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» [5]. В ст. 17 (п. 14) Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» запрещается «создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур» [6].

Ст.40 Федерального закона «Об общественных объединениях» закрепила ответственность за нарушение законов об общественных объединениях «Государственные органы и органы местного самоуправления и их должностные лица, причинившие ущерб общественным объединениям вследствие нарушения указанными органами и их должностными лицами настоящего Федерального закона, а также других законов об отдельных видах общественных объединений, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством Российской Федерации» [2].

Решение органов государственной власти о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения не является окончательным. В случаях, установленных законом, оно может быть обжаловано в судебном и ином порядке. Действия и решения общественных объединений могут быть предметом судебного разбирательства.

Все эти меры направлены, на создание условий для эффективной деятельности общественных объединений и создает равные условия судебного оспаривания для государственных органов и институтов гражданского общества - общественных объединений.

Защита прав человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Федеральным законом предусмотрено создание не только общероссийских, но и межрегиональных и региональных общественных объединений.

В настоящее время в РФ существует множество общественных объединений, которые затрагивают практически каждую сферу жизни общества, интересы всех социальных групп. Например в Ингушетии , по состоянию на 03.06.2021 на основании опубликованной  информации о зарегистрированных некоммерческих организациях с Информационного портала Министерства Юстиции Российской Федерации,  по Республике Ингушетия число зарегистрированных общественных организаций составляет - 135,  [14], по состоянию на 21.12.2022 г.-131.[15]. Перечислим некоторые из них: Ингушская региональная общественная организация «Союз Чернобыльцев», Ингушская региональная общественная организация социального развития «Открытый континент», Ингушская региональная общественная организация «Общественный контроль по защите прав потребителей», Ингушская региональная общественная организация «Центр культурного и духовного развития» и т.д.[15].

В связи с тем, что общественные объединения помогают решить ряд задач, поставленных перед обществом, в том числе и перед государством, их деятельность приобретают особую актуальность в настоящее время. На пример в Республики Ингушетия, был образован Совет при Главе Республики Ингушетия по развитию гражданского общества и правам человека, в целях совершенствования государственной политики Республики Ингушетия в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также содействия развитию институтов гражданского общества в Республике Ингушетия.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач.

Решение о ликвидации общественного объединения может быть принято только судом. Подсудность этих дел определяется территорией деятельности общественного формирования. Вопрос о ликвидации общероссийских и международных объединений рассматривается Верховным Судом РФ; межрегиональных и региональных - судом субъекта РФ; местных - районным судом. Правом обращения в суд с заявлением наделены Генеральный прокурор и Министерство юстиции РФ. Более подробно вопросы, связанные с подсудностью дел с участием общественных объединений, а также возможностью защиты их прав, о приостановлении их деятельности, ликвидации или запрете, регулируются Кодексом административного судопроизводства (КАС) РФ (ст. 20, 21, 40, 208, 218, гл. 27 и др.) [7].

Общественные объединения обладают правом на информацию. Реализация данного права может выражаться как в получении необходимой для их деятельности информации от органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц, так и в возможности свободно распространять информацию о своей деятельности, учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность.

Общественные объединения вправе проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ), участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 32), выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Конституцией РФ и федеральным законодательством созданы основы формирования и функционирования общественных объединений как институтов гражданского общества и правового государства.

К.А.Струсь [12], В.В.Лысенко [10], В.Н.Шеломенцев [13], С.В.Михейкин [11] по-разному определяют роль общественных объединений в гражданском обществе.  И анализируя их точки зрения пришли к выводу,  что прежде всего, общественные объединения это элемент  гражданского общества, ключевой механизм формирующегося гражданского общества в России, и призваны обеспечить системное и функциональное развитие общественных отношений. Общественные объединения — это институциональный элемент политической системы общества, способный обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, социальных структур и государства, способствуют реализации функции идеологического плюрализма в гражданском обществе.

В ходе исследования пришли к следующим выводам:

- общественные объединения отражают интересы всех слоев и структур российского общества. 

- государство допускает существование разнообразных форм общественных объединений, чтобы с их помощью создать максимально благоприятные условия для реализации и защиты прав граждан.

- на основании принципа политического многообразия возникает возможность участвовать в политической жизни страны у всех социально-политических и иных объединений, позволяет реализовать в полной мере народовластие в стране, формировать легальную политическую оппозицию, многопартийность системы.

- развитое гражданское общество способно усилить правозащитный потенциал всех институтов гражданского общества, в том числе общественных объединений.

 

Список литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс,2022.
2. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об общественных объединениях» // КоснультантПлюс,2022
3. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 N 114-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс,2022.  
4. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 N 35-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс,2022. 
5. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» // КонсультантПлюс,2022. 
6. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // КонсультантПлюс,2022. 
7. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // КонсультантПлюс,2022. 
8. Конституция Республики Ингушетия от 27 февраля 1994 г. (с изменениями на 25 ноября 2021 года). Официальный портал «КОДЕКС».
9. Лысенко В. В. Конституционно-правовые основы внутригосударственной и международной деятельности общественных объединений (в контексте опыта Российской Федерации, Республики Молдова и Приднестровья) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2016. С. 12.
10. Лысенко В. В. Общественные объединения как форма реализации конституционного права на объединение в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2001. С. 8.
11. Михейкин С. В. Теоретико-правовые основы формирования гражданского общества в условиях глобализации : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Белгород, 2013. С. 16.
12. Струсь К. А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 15.
13. Шеломенцев В. Н. Общественные объединения в России: теоретико-правовой и институциональный анализ : автореф. дис. ... д-ра юрид наук. Москва, 2006. С. 3.
14. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях. -Информационный портал Министерства Юстиции Российской Федерации [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //unro. minjust. Ru / NKOs \.aspx  ( дата обращения: 11.05.2021)
15. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях. -Информационный портал Министерства Юстиции Российской Федерации [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.banki.ru.com/unro_minjust_ru_nkos( дата обращения: 26..12.2022)