Статья:

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ДЕТЕКТИВНЫХ АГЕНТСТВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(213)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Чехутский Н.Н. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ДЕТЕКТИВНЫХ АГЕНТСТВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 34(213). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/213/118256 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ДЕТЕКТИВНЫХ АГЕНТСТВ

Чехутский Николай Николаевич
магистрант, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. Данная статья рассматривает проблему понятие и правовая природа договора возмездного оказания услуг частных охранных предприятий и детективных агентств

 

Ключевые слова: детективная деятельность, лицензия, Министерство внутренних дел, охранные агентства.

 

ГК РФ  в качестве отдельного вида договоров возмездного оказания услуг, договор возмездного оказания услуг  частных охранных предприятий и детективных агентств – не выделяет.

Как было выявлено в предыдущих параграфах настоящего исследования, существенными условиями договора называют условия о предмете договора, условия, определенные законом как существенные или необходимые для договоров этого вида, а также все те условия, в отношении которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. То есть, кроме предмета договора, ГК РФ не указывает общего перечня существенных условий для всех договоров, они определяются в соответствии со спецификой их вида.

Установление законодателем указанных существенных условий договора обусловило дискуссию в юридической науке.  

По мнению Е.В. Иванова, для существования договора необходимо, чтобы в его содержании всегда оставались три группы существенных условий:

– существенные условия о предмете договора;

– существенные условия, которые признаны таковыми по закону;

– существенные условия, необходимые для этого вида договора.

Другая группа авторов, в число которых входит Е.Н. Романова, выделяют четыре группы существенных условий договоров:

– условия о предмете договора;

– те условия, которые определены законом;

– условия, которые являются необходимыми для договоров этого вида;

– те условия, которые определяются по согласию сторон.

Разграничение между второй и третьей группой условий является размытым и не требует самостоятельного выделения.

Среди гражданско-правовых договоров особое место занимают договоры о предоставление услуг, одним из видов которых является договор о возмездном оказании услуг  частных охранных предприятий и детективных агентств.

Деятельность частных охранных предприятий и детективных агентств, регулирует Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 11.06.2021) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487-1) [1].

Согласно статье 1 данного нормативно-правового акта: «частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов» [1].

Закон четко определяет, что деятельность частных охранных предприятий и детективных агентств осуществляется в качестве услуги. Помимо этого, закон наделяет частные охранные предприятия и детективные агентства особым правовым статусом, которые имеет некоторые отличия общего правового статуса юридических лиц, предусмотренного гражданским законодательством.

Положения закона регламентируют правовые аспекты частной охранной и частной детективной (сыскной) деятельности. В законе определен круг субъектов данных видов деятельности, а также порядок их регистрации и лицензирования.

Стоит отметить, что сама охранная и детективная деятельность в Российской Федерации осуществляется исключительно при наличии лицензии, которая такую деятельность разрешает. Порядок лицензирования охранной и детективной деятельности в большей степени затрагивает административный аспект её реализации. Лицензирование охранных предприятий и детективных агентств осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и дополнительно регулируется ФЗ «О лицензировании и отдельных видов деятельности» [2].

Надо также отметить, что Закон № 2487-1 определяет правовые основы, по которым должна быть оформлена регистрация частных охранных предприятий и детективных агентств. Частные охранные предприятия, по своему правовому статусу являются юридическими лицами, тогда как частный детектив определяется законом в качестве индивидуального предпринимателя.

Отсюда следует сделать вывод о том, что наименование договора «возмездного оказания услуг  частных охранных предприятий и детективных агентств» является не совсем коррективным, в силу того, что детективные агентства не являются субъектом такой деятельности, в силу индивидуального статуса детективов.

Также следует учитывать, что охранная деятельность и детективная деятельность – это два разных вида деятельности, несмотря на их общее регулирование единым нормативным правовым актом.

Исходя из этого, предлагаю ввести в правовой оборот, следующее определение названия договора в сфере охранной и детективной деятельности:

– договор возмездного оказания услуг в сфере охранной деятельности;

– договор по оказанию сыскных услуг.

Подобное разделение считаю наиболее корректным в силу разности предметов договора.

Необходимо также заметить, что частный детектив не может быть служебным или должностным лицом органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных или судебных органов власти.

Следовательно, в соответствии с положениями этого закона, частная детективная (сыскная) деятельность является разрешенной органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, предпринимательской деятельностью частных детективов относительно предоставления заказчикам на платной договорной основе детективных (сыскных) услуг с целью защиты их законных прав и интересов на основаниях и в порядке, предусмотренных Законом № 2487-1.

В вопросах, которые имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности, частные детективы могут также знакомиться с документами и материалами на предприятиях, в учреждениях и организациях (кроме тех, которые содержат информацию с ограниченным доступом). В этом случае процедуры согласия или отказа уже не предусмотрено. В то же время осмотр или изучение материалов, предметов, документов должно осуществляться с согласия их владельцев, законных пользователей или представителей владельцев.

Статья 3 Закона № 2487-1 определяет конкретный перечень охранных и сыскных услуг, которые могут квалифицироваться как в качестве услуги, то есть нематериальной деятельности субъектов отношений, не предполагающей результата (например, поиск граждан, либо утерянного имущества), так и предполагающего результат (например, сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса; сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса, установление обстоятельств нарушающих интеллектуальные права субъектов предпринимательской деятельности).

Так, если поиск, может не предполагать конкретного конечного результата, а представляет собой процесс, то например сбор информации той или иной направленности, может, как предполагать определенный результат, так и не предполагать наличие такого результата.  Отсюда следует сделать вывод, что конкретный перечень видов охранных и сыскных услуг, имеет дуалистическую природу, что соответственно в последующем влияет и на природу договора по оказанию таких услуг.

Разумеется, перечень деятельности, перечисленный в статье 3 Закона № 2487-1 нельзя отнести к деятельности, которая предполагает результат, по аналогии с результатом выполненных работ.

Стоит отметить, что по любому договору возмездного оказания услуг частных охранных предприятий и договоров оказания сыскных услуг, предусмотреть все возможные результаты действий или деятельности – невозможно, в силу отсутствия возможности повлиять на этот результат, со стороны охранных и детективных организаций. Так, например, поиск пропавшего лица, может не означать его нахождение, однако в случае такого нахождения, договор может предусматривать, например увеличение гонорара «успеха» и иные условия, которые могут повлиять на реализацию правоотношений по такому договору.

Таким образом, в силу различий между охранной и детективной деятельности, предлагаю не использовать в правовом обороте «договор возмездного оказания услуг частными охранными предприятия и детективными агентствами».

Исходя из этого, предлагаю ввести в правовой оборот, следующее определение названия договора в сфере охранной и детективной деятельности:

– договор возмездного оказания услуг в сфере охранной деятельности;

– договор по оказанию сыскных услуг.

Подобное разделение считаю наиболее корректным в силу разности предметов договора и деятельности, которая в этот предмет входит.

Закон № 2487-1 четко определяет, что деятельность частных охранных предприятий и частных детективов осуществляется в качестве услуги. Помимо этого, закон наделяет частные охранные предприятия и детективные агентства особым правовым статусом, которые имеет некоторые отличия общего правового статуса юридических лиц, предусмотренного гражданским законодательством. Вместе с тем, существенные условия обоих договоров, включают предмет, сроки, стоимость и порядок определения, предполагаемый результат такой деятельности.

Также стоит отметить, что исполнителем по договору возмездного оказания услуг в сфере охранной деятельности будет являться юридическое лицо, тогда как в рамках договора по оказанию сыскных услуг, исполнителем будет являться индивидуальный предприниматель.

 

Список литературы:
1. Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 11.06.2021) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" // "Российская газета", N 100, 30.04.1992.
2. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О лицензировании отдельных видов деятельности" // "Парламентская газета", N 23, 13-19.05.2011.