Статья:

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Весёлко К.А., Веркеенко В.В. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 22(201). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/201/115037 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Весёлко Ксения Александровна
студент, Белорусский государственный экономический университет, РБ, г. Минск
Веркеенко Валерия Владимировна
студент, Белорусский государственный экономический университет, РБ, г. Минск

 

Финансовый контроль - это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализа их эффективности и разработки предложений по их усовершенствованию [1, с. 35].

Социально-экономическое формирование общества на современном этапе обуславливается рядом актуальных проблем, одной из которых является успешный и оптимальный финансовый контроль, его совершенствование и разработка новых программ действий. Это говорит о том, что эффективность работы контрольных органов находится в пропорциональной зависимости от возможности государства выполнять свои функции.

Одной из первостепенных функций любого государства можно обозначить функцию контроля. Данная функция содержит в себе мониторинг за соблюдением или несоблюдением субъектами хозяйствования правовых, социальных и экономических правил и норм в процессе осуществления своей деятельности, а также контроль за исполнительной властью.

Финансовый контроль как специализированный вид управленческой деятельности и особая отрасль экономических знаний располагает разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной или основанными на достижениях смежных областей.

Современный этап развития финансового контроля в Республике Беларусь порождается обоснованным усовершенствованием государственной власти, повышением влияния государства в сфере управления экономикой, наращиванием качества борьбы с коррупцией. Об этом может свидетельствовать значительное увеличение роли финансового контроля в системе государственного управления, усовершенствование практикующей системы финансового контроля в Беларуси и разработка исследовательской базы организации финансового контроля Беларуси.

На сегодняшний день в юридической литературе зафиксирован ряд определений термина «финансовый контроль» и его форм. Такое разнообразие представлено за счет наличия различных мнений научных деятелей на институциональные концепции этого комплексного явления, а также об актуальности последующих этапов исследований в данной сфере. Можно определить, что финансовый контроль – это специализированные действия уполномоченных органов для обеспечения выполнения установленных норм и правил поведения между субъектами хозяйствования, а также анализирование их эффективности и разработка предложений по их совершенствованию.

Рассмотрев финансовый контроль в широком смысле, можно определить, что он является частью общегосударственного контроля, поэтому реализовывается органами государственной власти, такими как Президент Республики Беларусь, Парламент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь. Однако данная деятельность не является основным видом деятельности этих органов. В буквальном значении финансовый контроль является управленческой деятельностью органов, осуществляющих контроль в сфере финансовой деятельности государства. По мнению И. А. Цинделиани, финансовый контроль – многозвеньевая система контроля финансовой деятельности государственных, и негосударственных коммерческих организаций, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, иностранных организаций независимо от их организационно - правовой формы, осуществляемая государственными и общественными органами, а также уполномоченными независимыми частными организациями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценке эффективности их деятельности, установления законности и целесообразности финансово-хозяйственных операций и поддержания правопорядка в сфере финансов [2, с.65].

Финансовый контроль является неотъемлемой частью любого государства, так как охватывает обширную сферу социально-экономических отношений, позволяет регулировать отношения между субъектами хозяйствования и государством, а также усовершенствует законодательную базу в области финансов. Возрастает актуальность целевого использования бюджетных средств субъектами хозяйствования, их отчеты по доходам и расходам, а также немаловажно возрастание возможности постепенного перехода на международную систему учета и отчетности государственными предприятиями, индивидуальными предпринимателями и иными субъектами.

Рассмотрев теоретико-правовые аспекты финансового контроля, можно сделать вывод, что финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Контрольная функция финансов напрямую зависит от распределительной функции, что позволяет осуществлять контроль за процессами разделения и распределения стоимости валового внутреннего продукта, а также управлять ими. Мониторинг результативности финансового контроля позволяет определить новые возможности и потенциал отдельных субъектов хозяйствования, определить эффективность их деятельности. Информация, полученная в ходе проведения финансового контроля, дает возможность руководству отдельных субъектов хозяйствования и государству выразить объективную оценку движения управляемой системы к итоговой цели и предпринять правильные действия по обеспечению исполнения законодательства.

 

Список литературы:
1. Волочко, Н.К. Финансовый контроль и аудит: практикум / Н.К. Волочко - Минск: БГЭУ, 2010.
2. Цинделиани, И.А. Финансовое право: учебник / И.А. Цинделиани, М.Е. Каратонов. – М., 2006. - С. 91.