Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Самохова П.О. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 22(201). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/201/114937 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Самохова Полина Олеговна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Хохлова Диана Александровна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и начального образования, РФ, г. Ставрополь

 

Путь становления учащегося как личности, как инициативного, активного, творческого и самостоятельного члена современного общества, начинается с обучения в начальной школе. Проявление сформированности этих качеств выражается в осуществлении школьником социально значимых видах деятельности. Несмотря на то, что младший школьных возраст вместе с его особенностями не позволяет завершить становление социально активной личности как полноценного субъекта общественной деятельности, однако заложить основу и сформировать предпосылки для дальнейшего развития возможно уже в начальной школе. 

Под социальной активностью подразумевают наличие активной жизненной позиции индивида, которая может выражаться в принципиальности его идей, неразрывности слов и дел, а также в адекватном балансе между отстаиванием своих взглядов и способностью идти на компромисс. Младшая школа на начальном этапе стремится воспитать в учащихся качества общительности, гражданственности, нравственности и самостоятельности, которые в сочетании и взаимодействии и характеризуют личность, обладающую высоким уровнем социальной активности.

Не существует единого мнения о критериях, на основе которых можно судить о степени развития социальной активности младших школьников. Учеными-педагогами было разработано несколько подходов к выбору критериев общественной активности.

Например, В.Г. Мордкович и Н.Ф. Третьяков в качестве основных критериев социальной активности выделяют: инициативность во взаимоотношениях между школьником и социальной средой, при этом деятельность личности направлена на это взаимоотношение; степень соответствия исполняемой социальной деятельности уровню развития общества; соотношение интенсивности и экстенсивности осуществляемой деятельности младшего школьника, а также меры ее развитости и устойчивости  [1].

Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 11 г. Невинномысска. В ходе эксперимента принимали участие 62 обучающихся 4-х классов, которые были разделены на две группы – контрольная (далее КГ) и экспериментальная (далее ЭГ).

Цель экспериментальной работы заключалась в проверке эффективности комплексного подхода к отбору и применению педагогических технологий, направленного на развитие социальной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

Нами решались следующие задачи:

1. Выявить исходный уровень развития социальной активности младших школьников (констатирующий этап эксперимента).

2. Разработать и апробировать программу, состоящую из системы уроков по окружающему миру, с использованием педагогических технологий (или их элементов), направленных на развитие социальной активности младших школьников (формирующий этап эксперимента).

3. Проанализировать результаты повторной диагностики уровня развития социальной активности младших школьников и сделать выводы об эффективности экспериментальной программы (контрольный этап эксперимента).

На основе выявленных и рассмотренных в первой главе критериев сформированности социальной активности, нами была составлена характеристика уровней проявления социальной активности младших школьников: высокого, среднего, низкого.

Опираясь на выявленные критерии и уровни развития социальной активности младших школьников, нами была выбрана методика определения общественной активности Е.Н. Степанова.

Методика выявления сформированности социальной активности Е.Н. Степанова направлена на определение статуса каждого отдельного учащегося в классном коллективе и соответствует статусному критерию проявления общественной активности. В ходе диагностирования учащиеся оценивали друг друга по пяти ориентирам, определяющим ребенка как активного участника жизни класса. Таким образом, мы получили представление о том, как учащиеся видят друг друга со стороны, и тем самым смогли определить тот или иной уровень проявления общественной активности учащихся в каждом из коллективов.

Количественный анализ результатов определения общественной активности учащихся экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе представлены в таблице 1 и на рис. 1.

Нам удалось выявить, что больше половины учащихся экспериментальной группы относятся к хорошему уровню проявления общественной активности. Эти дети в глазах остальных выглядят достаточно ответственными, внимательно и аккуратно исполняющими просьбы учителя и других педагогов. Высокий уровень показали лишь 7% респондентов, то есть только два человека из тридцати демонстрируют активную вовлеченность в жизнь класса, проявляя себя как лидеры и главные помощники классного руководителя и своих одноклассников. Количество ребят, показавших средний уровень проявления социальной активности, составило 36% от общего числа.

Таблица 1.

Начальный уровень общественной активности в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе

ЭГ

Уровни

КГ

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

2

7

Высокий

3

9

17

57

Хороший

19

60

11

36

Средний

10

31

 

 

Рисунок 1. Начальный уровень проявления общественной активности в экспериментальной группе на констатирующем этапе (в %)

 

Из данных таблицы 1 и рисунка 1 можно заметить, что в среднем уровень проявления общественной активности в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной. Это подтверждает необходимость проведения работы по развитию социально важных качеств личности в ЭГ.

Таким образом, полученные результаты диагностики на констатирующем этапа эксперимента подтвердили необходимость проведения целенаправленной и интенсивной работы по повышению и развитию уровня социальной активности и социально значимых качеств в экспериментальной группе.

Цель нашей экспериментальной программы заключалась в создании условий, при которых развитие социальной активности младших школьников станет наиболее эффективным.

Дисциплина «Окружающий мир» дает широкий круг возможностей для внедрения различных педагогических технологий. Исходя из основной идеи и замысла нашего исследования, нами были выбраны следующие образовательные технологии:

  • Технология орагинзации коллективной творческой деятельности;
  • Технология группового и социального взаимодействия;
  • Технология социального проектирования;
  • Технология «Аквариум»;
  • Технология сотрудничества;
  • Игровые технологии.

В программу вошло 15 уроков по окружающему миру, тематически соответствующих учебно-тематическому плану и рабочей программе соответствующего предмета в УМК «Школа России» для 4 класса.

Завершив формирующий этап в экспериментальной группе, нам предстояло выяснить насколько реализованная программа была эффективна для формирования социальной активности в младшем школьном возрасте. На контрольном этапе нашего исследования было необходимо организовать проведение повторной диагностики и определить уровень сформированности социальной активности как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Кроме того, перед нами стояла задача сравнить и интерпретировать полученные результаты констатирующего и контрольного этапов.

По завершении реализации экспериментальной программы на формирующем этапе исследования нами осуществлялась проверка динамики развития показателей социальной активности школьников, с помощью тех же диагностических средств, используемых на начальном этапе эксперимента.

Для наглядности количественные результаты контрольной диагностики представлены в таблицах 2 и на рис. 2

Таблица 2.

 Динамика уровня развития общественной активности в экспериментальной и контрольной группах в ходе эксперимента

ЭГ

Уровни

КГ

На входе

На выходе

На входе

На выходе

Чел.

%

Чел.

%

 

Чел.

%

Чел.

%

2

7

4

13

Высокий

3

9

3

9

17

57

16

53

Хороший

19

60

19

60

11

36

10

33

Средний

10

31

10

31

 

Рисунок 2. Динамика уровня развития общественной активности в экспериментальной и контрольной группах в ходе эксперимента

 

Согласно полученным данным по первой методике, процент детей с высоким уровнем общественной активности поднялся с 7% до 13%. Часть учащихся открыли в себе способности к лидерству, их положение среди одноклассников стало более высоким. До формирующего этапа эти учащиеся выполняли поручения учителя, показывая неплохой уровень исполнительности и ответственности, однако после реализации формирующей программы они стали демонстрировать большую заинтересованность в делах класса, проявлять больше инициативы к помощи учителю и одноклассникам.

Процентное соотношение ребят с хорошим и средним уровнями уменьшилось, однако это произошло за счет их перехода на ступень выше. Количество неактивных детей хоть и незначительно, но снизилось. К последним занятиям формирующего этапа учащиеся, показавшие средний уровень как на констатирующем, так и на контрольном этапе, проявляли больше активности на уроках, чем раньше. Это говорит о том, что, если продолжать с ними работу по развитию социальной активности, со временем эти ребята также раскроют свой потенциал. Таким образом, повышение уровня социальной активности отдельных учащихся были замечены не только нами, но и детским коллективом.

Сравнивая полученные результаты в контрольной группе, можно заметить, что их процентные показатели по данной диагностики фактически не изменились. Несколько ребят «поменялись» результатами тестирования, т. е. показатели социальной активности для одних стали выше, для других ниже, однако это никак не повлияло на конечное процентное соотношение.

Итак, полученные в ходе повторной диагностики результаты показывают, что в экспериментальной группе, с участием которой нами проводилось внедрение программы формирующего этапа эксперимента, имеется положительная динамика в развитии показателей социальной активности, в то время как в контрольной группе, изменения не такие значительные. Это позволяет нам говорить о том, что реализованная экспериментальная программа уроков по окружающему миру, с использованием современных педагогических технологий, показала свою состоятельность и эффективность в процессе развития социальной активности младших школьников.

 

Список литературы:
1. Зинченко, В.В. К проблеме диагностики социальной активности младших школьников / В.В. Зинченко // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59-3. – С. 310-313.
2. Каргаполова, Ю.В. Теоретический анализ основных подходов к определению понятия «социальная активность» / Ю.В. Каргаполова // Молодой ученый. –  2014. –  № 21. – С. 575-577.
3. Мочкаева, И.А. Технология организации групповой работы в начальной школе / И.А. Мочкаева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015. – №4. – С. 54-57.