ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Цель статьи – выявить особенности, по которым происходит формирование речемыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития. В статье раскрывается потенциал некоторых методик и заданий по формированию речи и мышления, которые могут быть использованы в логопедической работе для формирования речемыслительных операций у школьников с ЗПР.
Ключевые слова: речемыслительные операции, задержка психического развития, метод коррекция аналитико-синтетической деятельности, методика коррекции внимания, методика коррекции восприятия.
Успех обучения и социальная адаптация ребенка напрямую зависит уровня его речевого развития. Речь это стержень, который объединяет все стороны развития ребенка. При задержке речевого развития под угрозой несформированности находятся в первую очередь интеллект и психика.
Цель статьи: рассмотреть особенности формирования речемыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития и краткий обзор на методы и методики, которые могут быть использованы в формировании речи и мышления у детей с задержкой психического развития.
Речемыслительную деятельность можно рассматривать как процесс преобразования и осмысления внешней действительности языковыми и логическими средствами, ориентирующийся на достижение цели в зависимости от нужд человека, и средство общения, обслуживающее различные стороны человеческой деятельности [1]. Задержка психического развития характеризуется как временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций.
У детей с задержкой психического развития неполноценен процесс речемыслительной деятельности. Обусловлено это слабым состоянием замыкательной функции коры, медленной выработкой новых дифференцированных условных связей во всех анализаторах, а иногда только в одном. Так же значительную роль играет и общее нарушение динамики нервных процессов, которое затрудняет установление динамических стереотипов — связей между анализаторами. У детей с задержкой психического развития характерны следующие особенности психического развития, которые становятся преградой для формирования речемыслительной деятельности:
- Недостаточность обобщенности, предметности и целостности восприятия;
- Недостаточная познавательная активность часто идет совместно с быстрой утомляемостью и истощаемостью;
- Незрелость мыслительных операций;
- Незрелость эмоционально-волевой сферы и коммуникативной деятельности;
- Недостаточная осведомленность, а именно бедный запас знаний и представлений об окружающем мире;
- Недоразвитие речи носят системный характер;
- Задержка в развитии и своеобразие игровой деятельности [2].
Для формирования речемыслительной деятельности выделяют следующие методики развития мышления и речи:
- Метод коррекция аналитико-синтетической деятельности.
- Методика коррекции внимания.
- Методика коррекции восприятия.
Под термином «анализ» понимают, операция мысленного или реального расчленения целого на составные элементы, выполняемая в процессе познания или практической деятельности [3]. Анализ неразрывно связан с синтезом. При методе коррекции аналитико-синтетической деятельности полагается использовать: описание и представление с нетипичными знакомыми характеристиками временных связей или ситуации с заменой привычного временного порядка на прямо противоположный. Так же используется резкое сжатие интервалов времени между определенными событиями или передвижение вдоль временной оси существования кое-какого предмета или его свойств. Так же в данном методе для формирования речемыслительных операций применяется совмещение в одном объеме тех предметов, которые пространственно разведены, и описание предмета с новыми свойствами или разведение обычно связанных в пространстве объектов.
Внимание - произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности [3]. При употреблении методики коррекции внимания важно сохранять регулярность проведения упражнений на внимание и их позитивный эмоциональный характер. Так же при коррекции концентрации внимания может применятся метод мнемотехники. Мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Цель обучения мнемотехники, в первую очередь это развитие памяти в том числе зрительной и слуховой, воображения, зрительное и слуховое внимания и ассоциативное мышление, так как развитие именно этих психических функций тесно связано с развитием речи [4]. Так же могут применятся задания направленные на:
- Развитие произвольного внимания, объёма, распределения, концентрации и переключения;
- Формирование первичных навыков самоанализа, умения самоконтроля, осуществления контрольных действий по результатам исполнения деятельности на способы выполнения деятельности;
- Повышения интереса к обучению;
- Повышение мотива достижения успеха и снижение мотивации избегания неудачи, развитие самооценки [5].
Восприятие, это психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира [3]. Для методики коррекции восприятия используются следующие виды заданий:
- Графически воспроизвести по инструкции взрослого значение некоторых слов;
- Нарисовать на отдельном листе деталь предмета;
- Нарисовать фантастических персонажей;
- Нарисовать точки в разных комбинациях;
- Нарисовать для ребенка точками контур рисунка и попросить его обвести;
- Нарисовать прямые линии без отрыва карандаша;
- Слепить различные формы из пластилина или других материалов для лепки.
Так же необходимо проговорить максимально четко и понятно инструкцию выполнения.
Исходя из всего выше сказанного, можно прийти к выводу, что для формирования речемыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития максимально важно грамотно сформировать анализ, синтез, восприятие и внимание.