Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Перфильева А.В. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 22(201). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/201/114864 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Перфильева Анастасия Вадимовна
студент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Конакова Марина Сергеевна
научный руководитель, старший преподаватель, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

 

Аннотация. Цель статьи – выявить особенности, по которым происходит формирование речемыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития. В статье раскрывается потенциал некоторых методик и заданий по формированию речи и мышления, которые могут быть использованы в логопедической работе для формирования речемыслительных операций у школьников с ЗПР.

 

Ключевые слова: речемыслительные операции, задержка психического развития, метод коррекция аналитико-синтетической деятельности, методика коррекции внимания, методика коррекции восприятия.

 

Успех обучения и социальная адаптация ребенка напрямую зависит уровня его речевого развития. Речь это стержень, который объединяет все стороны развития ребенка. При задержке речевого развития под угрозой несформированности находятся в первую очередь интеллект и психика.

Цель статьи: рассмотреть особенности формирования речемыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития и краткий обзор на методы и методики, которые могут быть использованы в формировании речи и мышления у детей с задержкой психического развития.

Речемыслительную деятельность можно рассматривать как процесс преобразования и осмысления внешней действительности языковыми и логическими средствами, ориентирующийся на достижение цели в зависимости от нужд человека, и средство общения, обслуживающее различные стороны человеческой деятельности [1]. Задержка психического развития характеризуется как временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций.

У детей с задержкой психического развития неполноценен процесс речемыслительной деятельности. Обусловлено это слабым состоянием замыкательной функции коры, медленной выработкой новых дифференцированных условных связей во всех анализаторах, а иногда только в одном. Так же значительную роль играет и общее нарушение динамики нервных процессов, которое затрудняет установление динамических стереотипов — связей между анализаторами. У детей с задержкой психического развития характерны следующие особенности психического развития, которые становятся преградой для формирования речемыслительной деятельности:

  • Недостаточность обобщенности, предметности и целостности восприятия;
  • Недостаточная познавательная активность часто идет совместно с быстрой утомляемостью и истощаемостью;
  • Незрелость мыслительных операций;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы и коммуникативной деятельности;
  • Недостаточная осведомленность, а именно бедный запас знаний и представлений об окружающем мире;
  • Недоразвитие речи носят системный характер;
  • Задержка в развитии и своеобразие игровой деятельности [2].

Для формирования речемыслительной деятельности выделяют следующие методики развития мышления и речи:

  1. Метод коррекция аналитико-синтетической деятельности.
  2. Методика коррекции внимания.
  3. Методика коррекции восприятия.

Под термином «анализ» понимают, операция мысленного или реального расчленения целого на составные элементы, выполняемая в процессе познания или практической деятельности [3]. Анализ неразрывно связан с синтезом. При методе коррекции аналитико-синтетической деятельности полагается использовать: описание и представление с нетипичными знакомыми характеристиками временных связей или ситуации с заменой привычного временного порядка на прямо противоположный. Так же используется резкое сжатие интервалов времени между определенными событиями или передвижение вдоль временной оси существования кое-какого предмета или его свойств. Так же в данном методе для формирования речемыслительных операций применяется совмещение в одном объеме тех предметов, которые пространственно разведены, и описание предмета с новыми свойствами или разведение обычно связанных в пространстве объектов.

Внимание - произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности [3]. При употреблении методики коррекции внимания важно сохранять регулярность проведения упражнений на внимание и их позитивный эмоциональный характер. Так же при коррекции концентрации внимания может применятся метод мнемотехники. Мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Цель обучения мнемотехники, в первую очередь это развитие памяти в том числе зрительной и слуховой, воображения, зрительное и слуховое внимания и ассоциативное мышление, так как развитие именно этих психических функций тесно связано с развитием речи [4]. Так же могут применятся задания направленные на:

  • Развитие произвольного внимания, объёма, распределения, концентрации и переключения;
  • Формирование первичных навыков самоанализа, умения самоконтроля, осуществления контрольных действий по результатам исполнения деятельности на способы выполнения деятельности;
  • Повышения интереса к обучению;
  • Повышение мотива достижения успеха и снижение мотивации избегания неудачи, развитие самооценки [5].

Восприятие, это психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира [3]. Для методики коррекции восприятия используются следующие виды заданий:

  • Графически воспроизвести по инструкции взрослого значение некоторых слов;
  • Нарисовать на отдельном листе деталь предмета;
  • Нарисовать фантастических персонажей;
  • Нарисовать точки в разных комбинациях;
  • Нарисовать для ребенка точками контур рисунка и попросить его обвести;
  • Нарисовать прямые линии без отрыва карандаша;
  • Слепить различные формы из пластилина или других материалов для лепки.

Так же необходимо проговорить максимально четко и понятно инструкцию выполнения.

Исходя из всего выше сказанного, можно прийти к выводу, что для формирования речемыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития максимально важно грамотно сформировать анализ, синтез, восприятие и внимание.

 

Список литературы:
1. Образовательная социальная сеть nsportal.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/. – Дата доступа: 22.04.22.
2. Логопедия. Теория и практика / [под ред. Д.п.н. Профессора Т. Б. Филичевой]. - Изд. 2-е, испр, и доп. - Москва: Эксмо, 2020. - 608 с.
3. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. —— М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
4. Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mnemotexnika.narod.ru/uchebnik.htm. – Дата доступа: 15.04.22. (Козаренко В. А. Учебник мнемотехники, 2002)
5. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов/ Никишина В.Б. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С.15.