Статья:

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ ВЕРХ-ИСЕТСКОГО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЗАВОДА, ОСНОВАННОЕ НА ПРИНЦИПАХ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Мерзликин М.А. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ ВЕРХ-ИСЕТСКОГО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЗАВОДА, ОСНОВАННОЕ НА ПРИНЦИПАХ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 20(199). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/199/113157 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ ВЕРХ-ИСЕТСКОГО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ЗАВОДА, ОСНОВАННОЕ НА ПРИНЦИПАХ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ

Мерзликин Михаил Андреевич
магистрант, ФГБОУ ВО Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье рассматриваются принципы архитектурно-ландшафтной реконструкции, на которых основано преобразование ансамбля Верх-Исетского металлургического завода.

Abstract. This article discusses the principles of architectural and landscape reconstruction that underpin the transformation of the Verkh-Isetsk metallurgical factory’s ensemble.

 

Ключевые слова: Верх-Исетский металлургический завод, архитектурно-ландшафтная реконструкция (АЛР), принципы АЛР, водно-зеленый городской каркас, постпромышленные территории.

Keywords: Verkh-Isetsky metallurgical factory, architectural and landscape reconstruction (ALR), ALR principles, water and green urban framework, post-industrial areas.

 

Екатеринбург возник как город-завод, сформировавшийся вокруг основных промышленных узлов, расположенных вниз по течению реки Исеть. Эти промышленные территории входят в систему водно-зеленого городского каркаса[1] (рис. 1), которая образует безопасную среду обитания для человека в контексте ландшафтной и природной подосновы [1]. Одним из важных узлов является Верх-Исетский металлургический завод (1726 г.).

 

Рисунок 1. Водно-зеленый каркас Екатеринбурга [3]

 

Современное состояние ансамбля Верх-Исетского завода можно охарактеризовать как деградирующее. Основные проблемы территории можно выразить в виде совокупности трех аспектов.

Экономический аспект проблемы заключается в:

  1. сниженной градостроительной и социальной активности территории ввиду обособленности заводского ансамбля;
  2. негативный «инвестиционный климат» территории;
  3. отсутствие условий для предпринимательской активности населения в комфортных условиях эстетики и экологии.

Экологический аспект проблемы обусловлен:

  1. изменением природной составляющей в сторону ухудшения (рис. 2);
  2. отсутствием ландшафтной организации окружения ансамбля;
  3. снижением устойчивости среды к антпропогенным (шум, пыль и т.д.) и природным (неблагоприятные погодные условия и пр.) нагрузкам.

 

Рисунок 2. Состояние природной составляющей ансамбля Верх-Исетского металлургического завода

 

Ансамбль Верх-Исетского завода – искусственно созданное пространство, что говорит о неспособности данной территории к саморегулированию и требует активного наблюдения и ухода за пространством.

Эстетический аспект проблемы:

  1. здания, являющиеся объектами культурно-исторического наследия, нуждаются в восстановлении и реконструкции (рис. 3);
  2. сюжетное однообразие облика открытых пространств;
  3. благоустройство территории, находящееся в упадке.

 

Рисунок 3. Состояние объектов культурно-исторического наследия

 

Результатом решения проблем территории становится комфортная городская среда, основанная на интересах текущего и последующих поколений жителей.

Архитектурно-ландшафтная реконструкция[2] ансамбля Верх-Исетского металлургического завода позволит преобразовать деградировавшую постпромышленную территорию[3] и включить ее в водно-зеленый каркас города.

С учетом рассмотренных аспектов проблемы, в которых проявляются характерные конфликтные ситуации на территории заводского ансамбля, а также в результате анализа тенденций преобразования постпромышленных территорий, в качестве основных принципов АЛР предлагаются следующие (рис. 4).

 

Рисунок 4. Связь проблем территории с принципами АЛР

 

Принцип доступности и безопасности передвижений для всех категорий пешеходов: остановки общественного транспорта должны быть расположены в радиусе пешеходной доступности, безопасность пешеходных переходов повышается за счет «островков безопасности», инклюзивность[4] городской среды повышается путем установки специального оборудования, маркировок и информации об обеспечении мобильности.

Принцип использования существующей инфраструктуры: развитие пространств начинается с существующих объектов. Необходимо задействовать то, что уже есть: реконструировать старые здания, сдать в аренду пустующие помещения, упорядочить и оздоровить озеленение.

Принцип всесезонности: функциональные элементы территории должны быть выполнены из устойчивых к различному воздействию материалов, работать в любое время суток в течении года и иметь защиту от неблагоприятных погодных условий.

Принцип признания территории исторической ценностью путем закрепления ее статуса в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ с обеспечением мероприятий по охране территории.

Принцип непрерывности и связности подразумевает объединение градостроительных систем в единую непрерывную структуру, на пересечениях которой образуются узлы, обеспечивающие устойчивость системы.

Принцип отказа от модели «дорога принадлежит машине» путем перераспределения парковочных мест и сужения проезжей части для расширения пешеходных зон.

Принцип чистоты и упорядоченности пространства предполагает рациональное размещение уличной мебели, рекламных указателей и путеводительных карт. Качественное освещение, недорогие виды мощения, а также отсутствие излишне выделяющихся дизайнерских решений позволяют не перегружать пространство и не утомлять человека.

Принцип снижения негативного влияния на окружающую среду и сокращение энергозатрат – возвращение природной среды на сложившийся индустриальный ландшафт и включение территории в состав водно-зеленого каркаса города.

Предлагаемые принципы АЛР постпромышленных территорий основываются на ландшафтном многообразии, функциональной универсальности и культурно-интеллектуальном наполнении пространства.

Значимость принципов АЛР возрастает ввиду того, что требуется поиск эффективных путей сохранения культурно-исторического наследия России, так как придание этим объектам новых качеств должно сопровождаться грамотно организованной средой и функциональной логикой. Превратить объекты постпромышленной архитектуры в знаковые элементы пространства помогает организация их ландшафтного окружения с учетом нового использования зданий [4].

Благодарность

Автор выражает признательность Диваковой Марине Николаевне, канд. арх., доц., проф. каф. градостроительства и ландшафтной архитектуры ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова», а также Гущину Александру Николаевичу, канд. ф-м наук, доц. каф. ГиЛА УрГАХУ за советы и ценные замечания при работе над данной статьей.

 

Список литературы:
1. Гущин, А. Н. Воссоздание идентичности уральского города как города-завода путем архитектурно-ландшафтной реконструкции / А. Н. Гущин, М. Н. Дивакова // Архитектура и дизайн. – 2019. – № 2. – С. 23-34. – DOI 10.7256/2585-7789.2019.2.31497.6 
2. Лазарева, М. В. Инклюзивность городской среды / М. В. Лазарева // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований : Материалы XVIII международной научно-практической конференции , North Charleston, USA, 11–12 февраля 2019 года. – North Charleston, USA: LuluPress, 2019. – С. 1-4.
3. Меренков А.В., Янковская Ю.С. — Стратегии и перспективы развития Екатеринбурга. Концепция водно-зеленого каркаса. // Новые идеи нового века. – 2017. – Том 1. – С. 291 – 297.
4. Нефедов, В. А. Архитектурно-ландшафтная реконструкция как средство оптимизации городской среды : специальность 18.00.04 «Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры / Нефедов Валерий Анатольевич ; ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» . — СПб, 2005. — 48 c. — Текст : непосредственный.
5. Подведены итоги первого года работы российско-французского проекта «Водно-зеленый городской каркас». — Текст : электронный // Минстрой России : [сайт]. — URL: https://minstroyrf.gov.ru/press/podvedeny-itogi-pervogo-goda-raboty-rossiysko-frantsuzskogo-proekta-vodno-zelenyy-gorodskoy-karkas/ (дата обращения: 25.05.2022).


[1] Водно-зеленый городской каркас (ВЗГК)— это совокупность соединенных между собой городских территорий с растительным покровом и городскими водоемами, включенными в городскую среду. Это могут быть как естественные, природные объекты, так и искусственные. К ним относятся скверы, клумбы, парки, лужайки, водоемы, реки. Основная задача каркаса — обеспечение комфорта и создание рекреационных зон, микроклимата города, улучшение экологии и показателей здоровья горожан [2]

[2] Архитектурно-ландшафтная реконструкция (АЛР) – процесс целенаправленного изменения качеств городской среды с ориентацией на достижение оптимального баланса природных и антропогенных компонентов ландшафта путем их скоординированного последовательного преобразования. [5]

[3] Постпромышленная территория – часть территории города, включающая объекты материального производства, коммунального хозяй­ства, производственной инфраструктуры, науки и научного обслуживания, подготовки кадров, другие объекты непроизводственной сферы, которые в связи с отсутствием необходимости обслуживать материальное и нематериальное производство перестали функционировать.

[4] «Инклюзивность» или «инклюзия» - это принцип организации жизни в обществе, который позволяет участвовать в ее разных аспектах (повседневная жизнь, образование, культура и искусство) всем людям, независимо от их внешности, происхождения, гендера, состояния здоровья. [2]