МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕМОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕМОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО
Профилактика демотивации студентов в системе среднего профессионального образования эффективна при наличии определённых психолого-педагогических условий, которые в свою очередь благоприятно влияют на организацию образовательного процесса.
К таким условиям мы можем отнести:
- активное участие преподавательского состава в образовательном процессе;
- наполнение деятельности профессионально-ориентированным содержанием;
- создание внеурочной образовательной среды;
- благоприятный психологический климат между преподавателем и студентами;
- практическая демонстрация изучаемых навыков;
- включение в программу заданий по взаимоконтролю и взаимопомощи между студентами;
- использование различных форматов коллективной работы [1].
Для устранения демотивации, сопряжённой с индивидуально-личностными факторами следует изменить способ предоставления и раскрытия учебной информации. Необходимо доносить материал в такой форме, что бы обучающийся самостоятельно проявлял инициативу и творческий подход к выполнению задания или поиску нового материала.
При этом мотивировать положительное отношение к изучению предмета может как его содержание, так и метод работы с ним [2].
При желании повысить интерес обучающихся средних профессиональных учебных заведений к обучению, следует использовать инновационные методы обучения, которые контрастно отличаются от «привычного» образовательного процесса.
Например, метод проектов.
Метод проектов – это система обучения на основе проектов, которые состоят из разнообразных практических заданий.
Данный подход позволяет обучающимся приобретать новые знания и умения во время поиска решения проблемной ситуации.
Е.С. Полат убеждён, что именно метод проектов даёт возможность предельно повлиять на познавательные действия обучающихся, которые стараются разрешить проблемную ситуацию в результате самостоятельных познавательных действий [3].
В. В. Николина выделила следующие этапы работы над проектом:
1. Ценностно-ориентированный этап (осознание мотива и цели последующей деятельности, знакомство с проблемой).
2. Конструктивный этап (сбор информации, работа над проблемой, поиск наилучшего варианта ее решения).
3. Оценочно-рефлексивный этап (оценка собственной деятельности).
4. Презентативный этап (защита проекта, подведение итогов общей и индивидуальной деятельности).
Во время самостоятельного выполнения заданий у студентов повышается интерес к приобретению новых знаний. Они учатся индивидуально выбирать необходимый теоретический материал из всего многообразия информации, а так же применять полученные знания на практике.
Особая роль отводится обучению студентов в группе, так как такая форма изучения материала имеет мотивационное значение. Для этого типа работы так же характерно наличие соревновательного духа между подгруппами участников, что положительно сказывается на мотивации к обучению. Данный способ обучения актуален в СПО во время проведения практических занятий.
При объединении в одну рабочую группу студентов с разным уровнем учебной мотивации, определяется, что после выполнения совместной работы, менее мотивированные студенты существенно повышают интерес к предмету.
Для устранения демотивации, связанной с социальным фактором, необходимо совместно со студентами производить мониторинг актуальных вакансий, приглашать действующих специалистов и работодателей, проводить беседы о важности и значимости получаемой ими профессии, знакомить обучающихся с новыми технологиями, сопряженными с их будущей специальностью.
Следующий важный аспект проведения успешной профилактической работы по образовательной демотивации – развитые профессиональные компетенции преподавателей.
В настоящее время различные авторы (С.Г. Вершловский, 3. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова) справедливо констатируют кризисное состояние профессиональной компетентности преподавательского состава [4].
К сожалению, многие уже работающие в системе СПО преподаватели не обладают в необходимой степени профессионально значимыми качествами личности.
Для решения данной проблемы следует проводить профессиональные тренинги педагогического коллектива, которые будут направлены на развитие в каждом преподавателе таких социально-психологических качеств личности, как способность к рефлексии, гибкость, эмпатия, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность. В совокупности все эти качества образуют комплекс психолог-педагогической компетенции преподавателя.
Тесное сотрудничество преподавательского состава с квалифицированными психологами, которое направлено на развитие комплекса психолого-педагогических компетенций преподавателей так же обеспечит и совершенствование образовательно-воспитательной структуры во всей системе среднего профессионального