Статья:

ЭЛЕКТРОННО- БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ, КАК ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Черникова Д.С., Горбачёва А.Ю. ЭЛЕКТРОННО- БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ, КАК ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/111880 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭЛЕКТРОННО- БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ, КАК ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Черникова Дарья Сергеевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Горбачёва Алина Юрьевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Анисимова Алина Сергеевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, старший преподаватель, Саратовская юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Актуальность данной работы связана с постоянной потребностью освоения информации, посредством информационных ресурсов, без которых не представляется функционирование в нынешнем обществе, т.к. с развитием общества значительно изменились роль и функции библиотек в качестве основных источников хранения и распространения информационных источников. В настоящие время, в связи с совершенствованием информационных технологий, когда они задействуют все сферы жизни общества, и особенно ветви новейших технологий, возникают большое число информационных ресурсов. В образовательном процессе используются множество информационных ресурсов и электронно- библиотечная система не исключение. Такие ресурсы необходимы и для образовательной деятельности. Информационные ресурсы - сайт в сети "Интернет" и (или) страница сайта в сети "Интернет", информационная система, программа для электронных вычислительных машин.  [1]

В своём отраслевом докладе Воропаев А. Н. и Леонтьев К. Б. высказали такое мнение «Формирование электронно-библиотечных систем наиболее характерно для образовательной сферы. Тогда как электронная библиотека может включать контент различной тематики в зависимости от специфики и аудитории ресурса (художественная, научная, узкоспециализированная литература и др.), электронно-библиотечная система должна включать в себя широкий спектр учебной, научной и иной литературы, используемой в учебном процессе».  [5]И это действительно так, потому что электронно-библиотечная система является ключевым звеном в  сфере образования, посредством которой обеспечивается простой доступ к информации которая необходима в ходе обучения. 

Особое внимание уделяется обеспечению целостности формирования и пополнения информационных ресурсов. Основной целью является предельно полная и открытая передача информации пользователям и, прежде всего, гражданам при осуществлении главного конституционного права на поиск и принятии информации.

Сейчас очень много понятий электронно- библиотечной системы, но одно из них стоит выделить:

Электронно- библиотечные системы - это совокупность используемых в образовательном процессе электронных документов, объединённых по тематическим и целевым признакам, снабженная дополнительными сервисами, облегчающими поиск документов и работу с ними, и соответствующая всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения.

Постепенно уходит в прошлое библиотеки как хранилища документов и материалов на бумажных носителях, все более возрастают потребности в использовании электронных ресурсов. Такая система обеспечивает возможность каждого обучающегося найти нужную для него информацию, а также содержит большой перечень литературы, которая необходима в процессе обучения.

Электронно-библиотечная сеть России насчитывает около 150 тыс. библиотек и содержит:

  • общедоступные (публичные) библиотеки федеральных, региональных, муниципальных органов культуры;
  • информационно-библиотечная система Российской академии наук (РАН);
  • сеть библиотек высших учебных заведений России;
  • сеть медицинских библиотек;
  • сеть сельскохозяйственных библиотек;
  • другие системы (профсоюзы, школы, военные библиотеки и т. д.).

Ключевой характеристикой, определяющий контент системы, является именно сфера образования, т.к. в электронно – библиотечной системе содержится лекции, учебники, монографии, учебные модули и иные материалы по соответствующим областям знаний.

К наиболее распространённым электронно –библиотечным системам можно отнести:

  • ZNANIUM.COM
  • Юрайт
  • eLibrary.Ru
  • BOOK.ru
  • Консультант студента
  • и другие.

Каждая из таких систем содержит сотни учебных и научных изданий. Библиотеки периодически обновляются новыми изданиями. Все электронно- библиотечные системы соответствуют требованиям предъявляемым к ним.

К примеру, такой образовательный ресурс как «Консультант студента» содержит учебную литературу и дополнительные материалы, приобретенные на основании прямых договоров с правообладателями – для студентов всех направлений подготовки. В нём содержится всё самое необходимое для обучающихся: учебные пособия, научная литература, учебники. Возможность предоставления доступа в on-line и off-line режимах. Полноценный набор сервисов для самостоятельной работы студентов. Цитирование, конспектирование, закладки, заметки, личная книжная полка и т.д. Благодаря сотрудничеству с ведущими учебными издательствами, такими как «Абрис», «Аспект-пресс», «Ассоциация строительных вузов», «Альпина», «Бином», «ГЭОТАР-Медиа», «Владос», «Дашков», «Горная книга», «Машиностроение», «Международные отношения», «Политехника», «Аспект-пресс», «КолосС», Издательство МГУ, «Логос», «Феникс», «Флинта», «Физматлит», «Химиздат», и другими электронно - библиотечными системами, соответствует реальным потребностям образовательного учреждения.  

В образовательном процессе всегда необходимо обращаться к информации. Поэтому данное направление в новом времени имеет место быть. Мы считаем, что внедрение в учебную деятельность электронно- образовательных систем является нужным. В связи с этим в каждое  учебное заведение необходимо оснастить беспрепятственным выходом в электронные библиотеки. Масштаб и глубина необходимых преобразований библиотек образовательных организаций обусловлены тем, что в системе образования, связанными с переходом к информационному обществу возрастает роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности и в том числе в образовании.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что общее направление развития вузов сегодня – это формирование единой информационно-образовательной среды, в которую включаются и электронные ресурсы, в частности электронно - библиотечная система. С учётом развития информационных технологий в стране, информационным ресурсы играют немаловажную роль в образовательном процессе. Поэтому электронно-библиотечная система позволяет обеспечить обучающихся современными актуальными источниками информации, облегчают и упрощают поиск информации. Также стоить учесть то, что эта система является удобной поскольку для обучающихся это возможность готовиться к занятиям с любой точки.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).
2. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (в актуальной редакции) «Об образовании в Российской Федерации»
3. Копылов В. А. Информационное право Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2021 - 400 с.
4. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России: Научно-методическое пособие / А.Б.Антопольский. - М.: Либерия, 2006. - 424 с.
5. Электронная книга и электронно-библиотечные системы России: Отраслевой доклад / А.Н. Воропаев, К.Б. Леонтьев. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010.