ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА IOSA (IATA OPERATIONAL SAFETY AUDIT) С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА IOSA (IATA OPERATIONAL SAFETY AUDIT) С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. Аудит эксплуатационной безопасности, оценка систем оперативного управления и контроля авиакомпании, система управления безопасностью полетов, стандарты и рекомендованные процедуры IOSA, организационная структура и система управления, летная эксплуатация ВС, программа оценки безопасности иностранных ВС.
Ключевые слова: аудит, безопасность полетов, стандарты и рекомендованные практики, летная эксплуатация, воздушное судно, ICAO, IATA, IOSA.
Программа IATA Operational Safety Audit (IOSA) - это международно признанная и принятая система контроля, предназначенная для оценки систем оперативного управления и менеджмента авиакомпании. Аудит IOSA создает стандарт, который применяется во всем мире и позволяет максимизировать совместное использование аудиторских отчетов. Это сэкономило отрасли более 6400 избыточных аудитов и продолжает приводить к значительной экономии времени и средств для авиакомпаний-участников IOSA.
Все члены IATA зарегистрированы в IOSA и должны оставаться зарегистрированными для поддержания членства в IATA. Однако, развитие программы IOSA вывело аудит на мировые стандарты, признанные далеко за пределами членства в IATA. По состоянию на июнь 2020 года 139 (32%) из 437 авиакомпаний, включенных в реестр IOSA, не являются авиакомпаниями-членами IATA.
Прохождение аудита IOSA дает авиапредприятию ряд несомненных преимуществ. Поскольку код-шеринговые соглашения между эксплуатантами воздушных судов требуют единых стандартов качества как по предоставляемому сервису обслуживания при перелетах воздушных судов, так и уровня эксплуатационной безопасности, такие договоры требуют множественных взаимных проверок для подтверждения высокого качества предоставляемой услуги. Большие денежные и временные издержки потребовали создания единого аудита, которым и является IOSA. Результатами деятельности программы IOSA пользуются все компании, работающие в сфере воздушных перевозок, что позволяет отказаться от дополнительных издержек, связанных с взаимными проверками.
Стандарт IOSA одинаков для всех предприятий авиационной отрасли, это и гарантирует единый уровень обслуживания и безопасности полетов в соответствии со стандартами ICAO, взятыми за основу стандартов IOSA при их разработке. Эти международные стандарты применяются во всех государствах- членах ICAO. Российские авиапредприятия обязаны выполнять стандарты ICAO, так как российские воздушные законы разработаны на основе международного законодательства или дополняют его; что указанно в 37 статье чикагской конвенции о международной гражданской авиации. IOSA не имеет целью заменить функции регулирующего надзора, но может быть его существенным дополнением.
Следовательно, перед IOSA стоят две главные цели: повышение эксплуатационной безопасности авиакомпании; а также устранение излишних проверок, денежных и временных издержек авиакомпаний, при проверке работы иных предприятий, предоставляющих наземное обслуживание или перевозку по код-шеринговым соглашениям.
Программа аудита это узнаваемая и признаваемая во всем мире система оценки и она гарантирует, что каждый аудит будет проводится по заданной схеме и обязательно даст требуемый достоверный результат.
Наилучшим свидетельством безопасности операционной деятельности авиапредприятия для отраслевого сообщества является включение его в реестр IOSA. Для наибольшего количества авиапредприятий подобная репутация уже может стать ключевой целью. Дополнительными бонусами могут стать партнерское отношения с крупнейшими авиакомпаниями и альянсами, включая код- шеринговые соглашения. Прохождение аудита IOSA позволяет поддерживать в реестре последние данные по безопасности на всех участников программы.
На протяжении длительного времени IATA постоянно пересматривает и вносит поправки в содержание руководства IOSA так, чтобы оно соответствовало современным требованиям и текущим потребностям отрасли. При проведении проверки используются стандарты и рекомендованные процедуры, описанные в актуальном Руководстве по стандартам IOSA, он и применяются в качестве основы при оценке эксплуатанта, в рамках Программы IOSA.
Основой обеспечения высокого уровня безопасности является: «Стратегия безопасности шести пунктов». Это комплексный подход для определения организационных, операционных и возникающих проблем безопасности. Он был создан в тесном сотрудничестве с авиакомпаниями-членами и стратегическими партнерами через Группу безопасности IATA и Операционный комитет.
Стратегия сосредоточена в шести ключевых областях:
- Потеря управления в полете- Loss of Control In-flight (LOC-I)
- Столкновение с землей в управляемом полете- Controlled Flight Into Terrain (CFIT)
- Наземная и навигационная безопасность- Runway Safety
- Система управления полетом- Flight Management System
- Безопасность в салоне самолета- Cabin Safety
- Контроль усталостью и утомляемостью экипажей- Fatigue
Рассмотренная стратегия безопасности шести пунктов является лишь основой для создания полного и всеобъемлющего аудита IOSA, который последовательно внедряется во все отрасли выполнения полетов.
IOSA способствует укреплению безопасности полетов и приводит к генеративной системе безопасности на производстве. Авиакомпании, которые на практике применяют стандарты IOSA, значительно расширили свои возможности по обеспечению эксплуатационной безопасности и эффективности полетов, более того авиаперевозчики получают очень существенные преимущества от наличия доступа к материалам аудитов IOSA.
Перечисляя выгоды, получаемые авиакомпаниями от прохождения IOSA, также стоит отметить то, что Эксплуатант, прошедший аудит, получает членство в IATA, ощутимо сокращаются затраты и ресурсы на проверку авиакомпаний властями за счет исключения избыточных проверяющих процедур вследствие повсеместного признания результатов аудита IOSA. Аудит проводится с использованием стандартизованного формата проверок, включая единый чек- лист и непрерывно совершенствуется в соответствие с изменениями в авиационной отрасли. С момента внесения в реестр IOSA ни у одной авиакомпании не было катастроф.
Система IOSA является хорошим и актуальным базисом для разработки действительно эффективной Системы управления безопасностью полетов, особенно полезной для тех авиакомпаний, которые воспринимают IOSA как способ оценить, насколько продуманно и комплексно обеспечивается безопасность во всех процессах авиакомпании: как идентифицируются, оцениваются и минимизируются риски, как осуществляется управление рисками, как применяются другие фундаментальные технологии повышения безопасности полетов.