Статья:

ПОСТАНОВКА БЕСХОЗЯЙНЫХ ОБЪЕКТОВ НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - ПРАВО ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(188)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Смердина Н.С. ПОСТАНОВКА БЕСХОЗЯЙНЫХ ОБЪЕКТОВ НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - ПРАВО ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 9(188). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/188/106659 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОСТАНОВКА БЕСХОЗЯЙНЫХ ОБЪЕКТОВ НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - ПРАВО ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ

Смердина Наталья Сергеевна
магистрант, Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск
Кархалев Денис Николавеич
научный руководитель, д-р юрид. наук, профессор, Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск

 

STATEMENT OF OWNERLESS OBJECTS ON CADASTRAL REGISTRATION LOCAL GOVERNMENTS - THE RIGHT OR DUTY

 

Natalya Smerdina

Undergraduate, Siberian Law University, Russia, Omsk

Denis Karkhalev

Scientific adviser, Doctor of Law, Professor, Siberian Law University, Russia, Omsk

 

Аннотация. Строительство объектов жилищно-коммунальной сферы в зоне жилой застройки, увеличивает число новых бесхозяйных объектов. При этом, отсутствие должного правового регулирования создает проблемы для определения обязанных лиц, отвечать за такое имущество.

Abstract. The construction of housing and communal facilities in the residential area increases the number of new ownerless facilities. At the same time, the lack of proper legal regulation creates problems for determining the obligated persons responsible for such property.

 

Ключевые слова: орган местного самоуправления; бесхозяйные объекты; собственность; ресурсонабжающие организации; жилищно-коммунальная сфера.

Keywords: local self-government body; ownerless objects; own; resource organizations; housing and communal sphere.

 

Муниципальная собственность составляет экономическую основу местного самоуправления. Поэтому вопросы формирования эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом являются приоритетными для муниципальных образований [1, с.273].

Одной из злободневных проблем для органов местного самоуправления, является постановка бесхозяйных объектов на кадастровый учет.  Большинство юридических и физических лиц, при строительстве систем жилищно-коммунального сервиса не задумываются о легализации  таких объектов и не занимаются их содержанием.

Исходя из положений пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

По п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931,  установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, для органов местного самоуправления и городов федерального значения (далее – Порядок №931).

Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в том числе органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 14 и 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - 131 ФЗ), закреплены полномочия для муниципальных районов, городских и сельских поселений. При этом, данные статьи не закрепляют обязанность по содержанию или постановке бесхозяйных объектов на кадастровый учет. Уставами муниципальных образований такая обязанность, тоже как правило не предусмотрена.

Порядок №931 также, не содержит прямых обязательных предписаний для муниципалитетов по постановке на кадастровый учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Следует отметить, что определенного порядка выявления бесхозяйного имущества, закрепленного федеральным законодательством, не существует [3, с.59].

На сегодняшний день, каждый орган местного самоуправления разрабатывает порядок выявления бесхозяйного имущества исходя, ведет реестр бесхозяйных недвижимых вещей. Кроме того, ими разрабатываются планы мероприятий по регистрации прав муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимости.

Глобальная проблема для органов местного самоуправления состоит в том, что бюджет муниципалитета ограничен. Ведь для постановки объектов на кадастровый учет, необходима техническая документация, которая стоит денег.

Гуслов Е.А., заместитель прокурора Молчановского района Томской области, в своей статье придерживается иного мнения. Он считает, что орган местного самоуправления обязан оформлять в собственность бесхозяйные объекты недвижимости. Автор говорит нам, что в силу ст. 225 ГК, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а также по принятию мер по его оформлению в собственность [2,  с.8].

Кроме того, Решением Исилькульского городского Суда Омской области от 26 мая 2021 г. по делу N 2-388/2021 по иску Исилькульского межрайонного прокурора к администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, требования удовлетворены в полном объеме.

В обоих случаях, прокуратура пошла с иском к органу местного самоуправления, в ходе выявления объектов жилищно-коммунальной сферы и мотивировала п. 3 ст. 225 ГК РФ, а также тем, что объекты оставленные безнадзорно представляют опасность для граждан.

Иной позиции придерживаются авторы монографии «Муниципальное управление бесхозяйным имуществом», они считают, что положения ст. 225 ГК РФ не содержат указания на обязанность органов местного самоуправления обращаться в регистрирующий орган, и ни из буквального, ни из системного толкования данной нормы такая обязанность не следует. С точки зрения авторов, возбуждение процедуры признания имущества бесхозяйным (а в дальнейшем – и признание права муниципальной собственности) – лишь право, а не обязанность органов местного самоуправления [5,  с.8].

Данная позиция подтверждается решением Омского районного суда Омской области по делу № 2а-1490/2021, где физическое лицо просит признать незаконным бездействия в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного имущества и обязании принять меры, необходимые и достаточные для постановки бесхозяйного имущества на учет, к органу местного самоуправления. В тексте решения, озвучена позиция суда о том, что, организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, оформление права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения относится к полномочиям органов местного самоуправления, а обращение с соответствующими заявлениями является элементом реализации полномочий, а не императивной обязанностью прямо предусмотренной законом. Действующее законодательство не содержит в себе прямого указания на обязанность органов местного самоуправления, в том числе, сельских поселений, принимать на учет бесхозяйное имущество, они должны совершать мероприятия по выявлению и принятию мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения.

К сожалению тенденция по постановке бесхозяйных объектов сводится к тому что, прокуратура выносит соответствующее представление или обращается в суд с исковым заявлением о понуждении к органам местного самоуправления, где суд чаще всего встает на сторону прокуратуры и граждан, не смотря на довольно частые правопритязания со стороны владельцев таких объектов.

Таким образом, чтобы исключить спорность вопроса о том, обязан ли орган местного самоуправления ставить бесхозяйные объекты на кадастровый учет, а также о порядке действий в таких ситуациях, следует урегулировать данный вопрос на законодательном уровне. В 131 ФЗ и статье 225 ГК РФ, необходимо дополнить соответствующие полномочия у органов местного самоуправления, как выявление и постановка бесхозяйных объектов на кадастровый учет.  При этом разграничив полномочия, между муниципальным районом, сельским и городским поселением. 

Также необходимо принять на федеральном уровне четко регламентированный порядок оформления бесхозяйных объектов жилищно-коммунальной сферы в собственность муниципалитета, с минимальными при этом затратами. Предусмотрев при этом, что лица оставившие недвижимую вещь в сфере жилищно-коммунального сервиса, не имеют право на признание права собственности, по прошествии определённого количества лет с момента создания такого объекта.

 

Список литературы:
1. Франк Е.В., Бадмаева С.Э. Управление земельными ресурсами г. Минусинска // Материалы Национальной научной конференции «Современные проблемы землеустройства, кадастров и природообустройства». – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2019. - С. 273-277
2. Гуслов Е.А. Обеспечение оформления бесхозяйных объектов недвижимого имущества в собственность посредством прокурорского вмешательства // Законность. - 2021. - № 3. - С. 27 - 29.
3. Мамонтова С.А. Оформление бесхозяйных объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 58-60.
4. К.А. Иванова, И.Е. Кабанова, Э. Маркварт Муниципальное управление бесхозяйным имуществом / ИУРР РАНХиГС [Центр местного самоуправления; отв. ред. К.А. Иванова]. – М. : Изд-во Проспект, 2020. – 66 с.