Статья:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТАЛАНТЛИВЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ БИБЛИОТЕЧНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗа

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(181)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ишкова И.Ю. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТАЛАНТЛИВЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ БИБЛИОТЕЧНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗа // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 2(181). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/181/104316 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТАЛАНТЛИВЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ БИБЛИОТЕЧНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗа

Ишкова Ирина Юрьевна
магистрант Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF TALENTED STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE LIBRARY SPACE OF THE UNIVERSITY

 

Irina Ishkova

Master's student of the Academy of Psychology and Pedagogy Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В статье раскрывается процесс развития творческого потенциала талантливых обучающихся в условиях библиотечного пространства вуза. Актуальность этой темы состоит в том, чтобы шагать в ногу со временем, соответствовать стандартам и требованиям современной образовательной системы, библиотечное пространство и ее сотрудники должны брать ориентир на развитие творческой личности пользователя.

Abstract. The article reveals the process of developing the creative potential of talented students in the conditions of the library space of the university. The relevance of this topic is to keep up with the times, meet the standards and requirements of the modern educational system, the library space and its staff should take a guideline for the development of the creative personality of the user.

 

Ключевые слова: творческий потенциал, талантливые обучающиеся, библиотечное пространство, креативность, эмоционально-комфортная среда.

Keywords: creative potential, talented students, library space, creativity, emotionally comfortable environment.

 

Система образования, в настоящее время, ставит необходимым условием — формирование креативного общества, в котором доминантой выступает творческая мотивация, готовность к инновациям и способность находить нестандартные решения. Отечественное образование должно соответствовать современным стандартам и требованиям. Поэтому модернизация образования направлена на развитие и приумножение интеллектуального и культурного общества и формирование личности инновационного типа.

В развитии системы образования иногда прослеживается отставание в несоответствии к формирующемуся запросу на креативность, не принимаются во внимание интересы групп, ориентированных на творческий подход, ценности самореализации и компетентности. Но сегодня объективным «становится требование оценивать результаты образовательной деятельности по внесению новых идей, социальных и культурных форм в практики мышления» [2].

Для осуществления креативного сценария требуется креативная среда, в которой человек развивается творчески, в которой формируется и поддерживается запрос на инновацию. Позитивным представляется рост креативной мотивации в образовательной среде, обязательным условием которого является сдвиг критериев оценки деятельности как отдельных

людей, так и учебных структур в сторону творчества, новых интеллектуальных продуктов и услуг, создание альтернативных образовательных программ, доступных для студентов, имеющих ограниченный культурный ресурс, но стремящихся к саморазвитию личности.

Особое место в такой среде занимает библиотекарь и библиотечное пространство. Ведь библиотекарь всегда являлся «проводником» и «навигатором» в мире информации и знаний. Большую часть знаний студенты получают самостоятельно, однако роль библиотечного пространства не сводится лишь только к обеспечению доступа к учебным, научным и информационным ресурсам, обеспечивающим учебный процесс в высшем учебном заведении. На сегодняшний день на библиотеку и ее персонал возлагается функционал тьюторского сопровождения студентов. «Библиотеки вузов все более интегрируются в образовательный процесс и берут на себя новые задачи по его обеспечению, не за горами создание в структуре библиотек «Институтов тьюторов» [4].

Ежедневно удовлетворяя информационные потребности своих пользователей, не следует забывать о еще одной много значащей функции — создание среды для реализации способностей, талантов. Тема исследования «Развитие творческого потенциала талантливых обучающихся в условиях библиотечного пространства вуза» выбрана мной не случайно. Ведь эта тема очень актуальна в настоящее время. Актуальность состоит в том, чтобы шагать в ногу со временем, соответствовать стандартам и требованиям современной образовательной системы, библиотечное пространство и ее сотрудники должны брать ориентир на развитие творческой личности пользователя.

Проанализировав труды отечественных и зарубежных ученых о понятии «творческий потенциал», надо сказать следующее: «человеку предстоит развивать себя, творить мир, окружающий человека, в течение всей его жизни. Творческий потенциал заложен у каждого человека. Он может проявиться творческой активностью в любом виде деятельности [3].» Только для этого нужны условия, как для цветка чтобы он дал бутон и зацвел. Библиотека и библиотечное пространство создавая условия для развития и саморазвития студента как субъекта образовательного пространства является «навигатором» на этапе раскрытия его творческого потенциала. Проявление креативности студента в дальнейшей профессиональной деятельности будет способствовать самосовершенствованию. Развитие творческого потенциала проявится в способности видеть, ставить и оригинально решать задачи; быстро и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации и предвидеть результат.

Концепция свободного доступа ко всем ресурсам, свободной ориентации личности талантливого обучающегося вуза в библиотечном пространстве должна стать на сегодняшний день на первое место в реализации форм деятельности библиотек. Особую роль в процессе образования, формирования личности и раскрытия творческого потенциала играет эмоционально-комфортная среда библиотечного пространства вуза. Для создания такой среды требуется два условия: внешние и внутренние. К внешним относится: прежде всего дизайн помещения библиотеки (цветы, шторы, настольные лампы, тихая музыка, экспозиции выставок и т.п.), который создает желание поработать в уютной атмосфере. Но и не менее важно внутреннее условие: открытость, атмосфера дружелюбия, общительность, коммуникабельность и компетентность сотрудников библиотеки. Которые, кроме традиционных форм деятельности, с оптимизмом внедряют и используют в своей работе инновационные технологии и методики обслуживания. Совместная плодотворная работа с читателями дает возможность студентам добиться положительных результатов при реализации поставленных целей и задач.

Комфортная среда, в совокупности с компетентным сотрудником, способствует улучшению физического и психического состояния здоровья, положительно воздействует на развитие творческого потенциала и способствует вдохновению, созидательной деятельности талантливого обучающегося вуза. Особенность студенческого периода заключатся в стремлении к самостоятельности, потребности достигать поставленные цели и обостренным восприятием всего вокруг. А.М. Матюшкин рассматривая тему: «Возрастные возможности развития творческого потенциала», выделяет три категории: дети с очень высоким общим уровнем умственного развития; дети, у которых выделяются особые способности в какой-либо специальной области и дети со своеобразным проявлением познавательных возможностей – самобытностью ума, богатством воображения, оригинальностью ассоциаций, обладающие яркой познавательной деятельность [4]. Все эти три категории нуждаются в поддержке даже уже на студенческой ступени.

Роль сотрудника библиотеки в развитии творческого потенциала талантливого обучающегося вуза отличается от традиционной роли как носителя знаний. Перед ним стоит иная задача: не передать знания, а раскрыть собственные возможности студента. При развитии творческого потенциала ставится задача целостного проживания ситуации, при котором обязательно должны быть задействованы эмоциональные механизмы. А именно — эмоциональные реакции студента и его эмоциональное отношение к происходящему — при развитии творческого потенциала и являются тем центральным содержанием, с которым должен работать библиотекарь. Для этого ему необходимо, во-первых, осуществлять трансформацию когнитивного содержания в эмоциональное, и, во-вторых, принимать и поддерживать эмоциональные реакции талантливых обучающихся. Успешно реализовать деятельность по развитию творческого потенциала студентов вуза поможет научное наблюдение [1] (В.С. Крейденко, Библиотечные исследования, М.: 2007), диагностирование (тест П. Торренса), метод опроса или индивидуальный подход. Эти методы помогут библиотекарю составить Индивидуальную траекторию движения к раскрытию творческого потенциала студента. Определив личностные характеристики каждого, устойчивость их интересов, эмоциональный статус и особенности самооценки легко определить каким путем библиотекарь будет продвигаться к достижению цели. В инновационном подходе к талантливому обучающемуся вуза должны присутствовать виды творческих заданий, которые в результате и приведут к раскрытию творческого потенциала. Разработка проектов, проведение исследований, Эссе на прочитанную книгу, «Путешествия» по электронным ресурсам библиотеки, «Библиографические Лабиринты», «Читатель года» и т.п., — это не поддающаяся количественным измерениям атмосфера творчества, сотворчества библиотекаря и студента. Библиотечное пространство, ориентированное на развитие творческого потенциала пользователя, попавшего в библиотеку, это «творческая мастерская», которая с помощью различных средств, стилей, событий и методов дает возможность раскрыться ребятам.

Основными причинами, препятствующими успешному развитию творческого потенциала студентов, являются: непонимание самим студентом своих целей и задач творческого развития; незнание талантливыми обучающимися закономерностей развития творческих возможностей; отсутствием у библиотечного сотрудника целенаправленной индивидуальной траектории в развитии творческого потенциала студента вуза.

Недостаточное развитие творческого потенциала студента ведет к ограниченному проявлению самостоятельности, к медленному и узкому развитию познавательных качеств, которые подтверждают недостаточный опыт творческой деятельности. Процесс развитие творческого потенциала стимулирует поисково-исследовательскую активность, независимое и свободное от стереотипов мышление, легкость и гибкость в оперировании как новой информацией, так и имеющимися знаниями. В условиях, предоставленных библиотечным пространством вуза, с помощью тьюторского сопровождения сотрудником библиотеки возможно добиться хороших результатов в процессе развития творческого потенциала талантливых обучающихся вуза.

 

Список литературы:
1. Балашова Е.В. Специалист в контексте библиотечного пространства// Труды ГПНТБ СО РАН, 2016. – № 10. – С.220-229.
2. Волков Ю.Г. Креативность: творчество против имитации. – М.: Альфа-М, 2013.  – 430 с.
3. Горбанева А.В. Творческий потенциал или потенциальная креативность: возможности раскрытия у будущих учителей в образовательном пространстве высшего учебного заведения // Социально-педагогические технологии в социализации будущего профессионала. – Хабаровск, 2018. – С. 141-145.
4. Соколова Ю. Тьюторство – дело универсальное//Библиотечное дело.   –№ 6.  – 2009. –  С.36-38.