Статья:

РЕЧЕВЫЕ АКТЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(181)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Приступа Л.А. РЕЧЕВЫЕ АКТЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 2(181). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/181/104215 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕЧЕВЫЕ АКТЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

Приступа Любовь Александровна
магистрант, Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

SPEECH ACTS OF POSITIVE ASSESSMENT

 

Lyubov Prystupa

Undergraduate, South Federal University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. Даются классификация и функционально-семантическое описание речевых актов положительной оценки - пожелания, поздравления, комплимента и похвалы - в англоязычном художественном диалогическом дискурсе. Речевые акты положительной оценки рассмотрены с точки зрения различных типологий иллокутивных актов.

Abstract. A classification and functional-semantic description of speech acts of a positive assessment - wishes, congratulations, compliments and praises - in the English-language artistic dialogical discourse are given. Speech acts of positive assessment are considered from the point of view of various typologies of illocutionary acts.

 

Ключевые слова: оценка; речевой акт; пожелание; поздравление; комплимент; похвала.

Keywords: assessment; speech act; wish; congratulation; compliment; praise.

 

Данная работа посвящена анализу речевого акта положительной оценки

(РА ПО) в англоязычном дискурсе.

Объектом исследования являются речевые акты положительной оценки как минимальные единицы английского дискурса положительной эмоциональности.

Предметом исследования являются лингвопрагматические особенности речевых актов положительной оценки в англоязычном диалогическом дискурсе.

Цель данной работы состоит в выявлении прагмасемантических разновидностей речевых актов положительной оценки.

Материалом исследования послужили 350 микроконтекстов, полученные методом сплошной выборки, из художественных произведений. Примерами исследуемых единиц могут послужить следующие речевые акты: пожелание, поздравление,  комплимент, похвала.

Речевой акт положительной оценки  – это РА, иллокутивная цель которого – выражение текущего положительного психологического состояния говорящего, его положительного эмоционально-оценочного отношения к адресату / третьему лицу, предметам окружающей действительности, к событиям и фактам, и / или эмоционального воздействия на адресата, основанное на одобрении в широком смысле слова.

В ходе анализа вариативности РА ПО в англоязычном диалогическом дискурсе была осуществлена их классификация  по прагмасемантическим особенностям. В результате исследования, в рамках этой работы в зависимости от иллокутивной цели высказывания, РА ПО подразделяются на три класса:

1) социативы: 

  • пожелание

Пожелание определяется как речевой акт, иллокутивная цель которого состоит в реакции говорящего на действие адресата или на некоторое положение дел, касающееся адресата и требующее реализации пожелания в соответствии с нормами, принятыми в данном обществе (Н.А. Трофимова, 2008).

(I wish you luck and constantly growing profits! ‘Желаю Вам удачи и постоянно растущей прибыли!’);

  • поздравление

Речевой акт поздравления обладает общими свойствами класса социативных экспрессивов: он выражает чувства и симпатию говорящего к адресату и направлен на получение положительной реакции последнего

(Н.А. Трофимова, 2008).

(My sincere and hearty congratulations to you and your wife! Мои искренние и сердечные поздравления тебе и твоей супруге!’);

2) инфлуктивы: 

  • комплимент

Комплимент определяется как ритуализированная оценка объектов, которая прямо касается партнера; совершением речевого действия комплимента говорящий стремится убедить адресата в своем уважении

(Н.А. Трофимова, 2008).

(That ain't right, Miss Maudie. You're the best lady I know ‘Это несправедливо, мисс Моди. Вы самая хорошая женщина на свете’);

  • похвала

Похвала определяется как демонстративное выражение (часто в присутствии третьих лиц) особого одобрения партнера по поводу его поступка (поведения), исключительных успехов (по меньшей мере, выходящих за рамки требований нормы), имеющее целью вызвать его положительную эмоциональную реакцию (Н.А. Трофимова, 2008).

(Your grandfather was really a wonderful man ‘Твой дедушка был замечательный человек’);

3) эмоциативы:

К классу эмоциативов относятся высказывания, в которых выражаются такие положительные состояния и эмоции как радость, восторг, гордость, доверие, восхищение, ликование, блаженство, любовь, симпатия, уважение, нежность и др. Подтипы эмоциативов выделяем по принципу психологических состояний и степени их интенсивности: РА радости (имеющий подтипы: ликование, восторг, восхищение, благодарность); РА приятного удивления (с подтипами: предвкушение, изумление); РА симпатии (подтипы: уважение, гордость, доверие, гордость, доверие, нежность, блаженство).

  • радость (I'm glad we finally meet ‘Я рад, что наконец-то могу с тобой познакомиться’);
  • восторг (Wow! Your house looks fantastic now! I really like what you have done with it ‘Вау! Теперь ваш дом выглядит потрясающе! Хорошая работа’)
  • блаженство (It was so nice to wake up this morning without the stress of owning our cupcake business ‘Так приятно просыпаться утром без всех этих мучительных забот о нашем кексовом бизнесе’);
  • гордость (We certainly should rejoice at the distance travelled ‘Безусловно, мы должны радоваться пройденному пути’).

Анализ показывает, что наиболее частотным классом РА ПО является «инфлуктивы», который составляет 185 примеров или 53% от общего количества примеров. Наименее частотным является класс «социотивов», что составляет 68 примеров или 18% от общего количества изученных единиц.

Перспективой дальнейшего исследования является анализ денотативного, локутивного и  иллокутивного аспектов РА ПО.

 

Список литературы:
1. Трофимова Н.А. Речевой акт комплимента: Прагматический анализ// Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2008. — № 1. — С. 377.