Статья:

АНТИКОРРОЗИОННАЯ ОБРАБОТКА СООРУЖЕНИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Кулешова С.Е., Никитенко В.М. АНТИКОРРОЗИОННАЯ ОБРАБОТКА СООРУЖЕНИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 43(179). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/179/103497 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНТИКОРРОЗИОННАЯ ОБРАБОТКА СООРУЖЕНИЙ

Кулешова София Евгеньевна
студент, Братский государственный университет, РФ, г. Братск
Никитенко Валентин Михайлович
студент, Братский государственный университет, РФ, г. Братск

 

Антикоррозийная обработка проводится с целью защиты металла специальными составами, чтобы предотвратить коррозию и дальнейшее разрушение металла. В противном случае данную металлоконструкцию ожидает сложный и дорогостоящий ремонт. В настоящее время не существует технологии, которая гарантировала бы 100% вечный результат своей защиты металла от коррозии.  Но существует ряд способов, с помощью которых удастся на значительное время отсрочить процесс коррозии.

К основным способам защиты металлоконструкций антенно-мачтовых сооружений можно отнести метод горячего и холодного цинкования, а также антикоррозийное покрытие тела АМС лакокрасочными материалами.

Рассмотрим данные методы подробнее:

  1. Цинкование представляет собой нанесение слоя цинка на металл. Цинкования бывает холодным (нанесение цинкосодержащего состава), горячим (окунание элементов мачты в ванну с расплавленным цинком), гальваническим (электрохимический метод).

Преимущества данного метода защиты: покрытие устойчиво к внешним воздействиям; невысокая стоимость; срок эксплуатации металла увеличивается до 60 лет; устойчивость к отслаиванию.

Недостатки (в привязке к защите АМС): невозможность выполнения горячего и гальванического цинкования в полевых условиях без демонтажа металлоконструкций; отсутствие возможности цветового обозначения (маркировки) АМС в соответствии с требованиями ФАП (Федеральные Авиационные Правила) и РЭГА РФ 94 (Руководство по Эксплуатации Гражданских Аэродромов Российской Федерации).

  1. Защита металлоконструкций путём огрунтовки и окраски выполняется путём нанесения, как правило, жидкого лакокрасочного материала. Его наносят на заранее обработанную поверхность металла. Когда слой высыхает, образует защитное антикоррозийное покрытие. Лакокрасочный материал применительно к защите металлоконструкций АМС делят на эмаль (краску) и грунтовку.

Преимущества лакокрасочных материалов: простота нанесения; низкая стоимость; широкая цветовая гамма (возможность цветовой маркировки); некоторые варианты покрытий не требуют тщательной очистки от ржавчины; долговечность (до 25 лет); удобство использования для больших и сложных конструкций, а также производства работ по восстановлению защитного и маркировочного слоя в полевых условиях, непосредственно на месте эксплуатации изделия.

К недостаткам лакокрасочных материалов можно отнести: многие ЛКМ имеют в составе летучие растворители (например, ксилол или толуол), как следствие – опасность нанесения в замкнутых пространствах; после нанесения каждого слоя ЛКМ необходима сушка для испарения растворителей, а также (в некоторых случаях) многократное покрытие. Вместе с этим следует отметить, что полимерные ЛКМ, как правило, не содержат летучих растворителей, проще в применении и лучше защищают от коррозий. Таким образом, для строительства антенно-мачтового сооружения вне зоны действия аэропорта возможно рассматривать вариант изготовления и защиты АМС в заводских условиях путём горячего или гальванического цинкования, а в случае  производства работ по восстановлению защитного слоя и цветового решения смонтированных и эксплуатируемых АМС в полевых условиях, а также в зоне действия аэродромов, целесообразно применять метод огрунтовки и окраски АМС специализированными долговечными составами, производимыми современной промышленностью.

При выборе материала для окраски антенно-мачтового сооружения необходимо обращать внимание на следующие параметры и характеристики:

  • антикоррозийные свойства (ЛКМ должен надежно защищать от развития коррозии на поверхности);
  • возможность нанесения на поверхность, подвергшуюся коррозийным изменениям без предварительной очистки;
  • ЛКМ должно выдерживать большие перепады температуры;
  • финишная краска должна быть пожаробезопасной, устойчивой к влаге и ультрафиолетовому излучению;
  • материал должен быть легок в нанесении, чтобы его можно было наносить механическим способом и способом безвоздушного распыления;
  • краска должна быстро полимеризоваться естественным путем.

Таким образом, для противокоррозионной защиты металлоконструкций необходимо применять эпоксидные, полиуретановые, фторсодержащие, органосиликатные и гибридные полимерные ЛКМ на основе силиконов. Срок службы современных эпоксидных, органосиликатных и полиуретановых покрытий составляет не менее 15 лет при эксплуатации в промышленной атмосфере. Более длительная противокоррозионная защита металлоконструкций может быть осуществлена применением гибридных силикон- и фторсодержащих полимеров, а также систем ЛКП, обеспечивающих катодную защиту металла (цинксодержащих).

Защита от коррозии на длительный срок – проблема сложная, и должна решаться комплексно. При разработке АКЗ важно не только правильно выбрать ЛКМ, но и систему ЛКП для конкретных условий эксплуатации.

 

Список литературы:
1. Федосова, Н.Л Антикоррозионная защита металлов. – Иваново, 2009. – 187 с.
2. Володин, В.Е. Антикоррозийные покрытия строительных конструкций и аппаратуры. Справочное пособие. М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959. — 267 с.
3. Перелыгин, Ю. П. Коррозия и защита металлов от коррозии : учеб. пособие для студентов технических специальностей / Ю. П. Перелыгин, И. С. Лось, С. Ю. Киреев. – 2-е изд., доп. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. – 88 с.