ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ С ОЖИРЕНИЕМ I ТИПА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)
Рубрика: Медицина и фармацевтика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ С ОЖИРЕНИЕМ I ТИПА
Аннотация. В статье рассматривается влияние занятий плаванием на мальчиков-подростков 12-13 лет с I типом ожирения. Данная статья в наше время имеет особую актуальность. Занятия плаванием приводят к достоверному снижению массы тела, жировой ткани, весоростового индекса и к укреплению мышечного корсета. Повышается физическая работоспособность и функциональные возможности респираторной и сердечно-сосудистой систем[1].
Ключевые слова: мальчики-подростки, физическое развитие, занятия плаванием.
В течение последних лет накоплен значительный материал, свидетельствующий об отрицательном воздействии образовательного процесса на организм учащихся, выявлены негативные тенденции в показателях физического развития детей, а именно в возрастной группе 12-14 лет. В последнее десятилетие очень редко наблюдается прирост в продольных размерах тела подросткового населения, повышается отставание размеров тела в ширину[2]. Снижается доля подростков с нормальным физическим развитием. Также замечена тенденция к снижению темпов роста и к увеличению массы тела. Современные подростки неохотно занимаются физическим трудом или спортом, редко выполняют домашние обязанности. Для подростков современного мира характерно несоответствие между «взрослыми» размерами тела и низкими силовыми и скоростными показателями, что в итоге приводит к ухудшению показателей здоровья, инфантильности, гиподинамии. На сегодняшний день высокий рост и масса тела подростка еще не означает их хорошей адаптированности в будущем [3]. На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что современные подростки по уровню морфофункционального развития в целом отстают от своих сверстников прошлого десятилетия, что обусловливает у большинства выпускников школ ограничения в выборе будущей профессии по состоянию здоровья[4]. Для решения вышеуказанной проблемы важным фактором является увеличение двигательной активности. Одним из способов поддержания физического здоровья являются занятия плаванием. В данный момент существует немало разнообразных методов и систем, которые участвуют в поддержании физического здоровья, и, следовательно, психического и социального благополучия. У водных тренировок существуют различные нюансы, к ним нельзя подходить так же, как и к занятиям на земле. Важно умение правильно, эффективно дышать, владеть техникой. Стандартная тренировка включает в себя разминку, основную часть и заминку. В ходе тренировочного процесса определяли влияние водных тренировок на основные расчетные показатели физического развития и общего уровня здоровья юношей. Физическое развитие подростков определялось при помощи следующих упражнений: скоростные способности – бег 30 метров; координационные способности – челночный бег 3x10 метров; скоростно-силовые способности – прыжок в длину с места; силовая выносливость – сгибание и разгибание рук в локтевых суставах в упоре лежа. Также определялись: масса тела, весоростовой индекс, индекс Кетле, жизненная ёмкость лёгких. Обследовано 13 юношей в возрасте 12-13 лет, посещающих занятия плаванием. Тренировки проводились в течение 72 дней.
В ходе исследований установлено, что занятия плаванием привели к достоверному снижению массы тела (на 7,1%), весоростового индекса Брока (на 4,2%), индекса Кетле (на 5,1%). Одновременно при этом наблюдалось увеличение массы мышечной ткани (на 5,9%), а также жизненной емкости легких (на 12,7%). Средние показатели физической работоспособности, определяемой по индексу Гарвардского степ-теста, повысились от 73 до 81.
У юношей изменились функциональные показатели дыхательной системы. Таким образом, жизненная ѐмкость легких (ЖЕЛ) увеличилась в среднем на 178 мл, экскурсия грудной клетки увеличилась в среднем от 3,3 см до 6 см.
Таблица 1.
Исходные результаты физического развития юношей 12-13 лет до занятий плаванием
Показатель физической подготовленности |
Распределение занимающихся по уровням развития в % |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Бег 30 м (сек) |
0 |
45,0 |
55,0 |
Челночный бег 3x10 |
0 |
29,0 |
71,0 |
Сгибание разгибание рук в локтевых суставах в упоре лежа |
15,0 |
55,0 |
30,0 |
Прыжок в длину с места |
0 |
68,0 |
32,0 |
Таблица 2.
Результаты физического развития юношей 12-13 лет после занятий плаванием
Показатель физической подготовленности |
Распределение занимающихся по уровням развития в % |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Бег 30 м (сек) |
0 |
48,0 |
52,0 |
Челночный бег 3x10 |
0 |
35,0 |
65,0 |
Сгибание разгибание рук в локтевых суставах в упоре лежа |
20,0 |
62,0 |
18,0 |
Прыжок в длину с места |
0 |
70,0 |
30,0 |
Анализируя таблицы было установлено, что исследуемая группа юношей имеет незначительные различия в указанных показателях до и после тренировочного занятия. Так, например, в скоростном тесте «Бег на 30 метров», 45,0% испытуемых показали средний уровень развития по этому тесту, остальные 55,0% низкий. Через 72 дня показатели данного теста улучшились: соответственно 48,0% и 52,0%. В тесте на координацию «Челночный бег 3х10» до занятий плаванием зафиксирован низкий уровень развития у 71,0% детей, а у 29,0% - средний. После занятий низкий уровень развития уменьшился до 65,0%, а средний увеличился до 35,0%. В тесте «Прыжок в длину с места» большинство мальчиков 68% показали средний результат, остальные 32,0% - низкий. По истечении 72 дней показатели улучшились. После занятий плаванием в тесте «Сгибание разгибание рук в локтевых суставах в упоре лежа» средний показатель увеличился на 12,0%. Анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что школьники 12-13 лет, занимающиеся плаванием имеют уровень физической подготовленности ниже среднего. Физическое развитие мальчиков находится на среднем уровне и низком уровне физического развития.
Эффективность занятий плаванием зависит от знания тренером не только основ и правил выполнения специальных упражнений, но и умения грамотно распределять и дозировать нагрузку применительно к учебным задачам и индивидуально-возрастным особенностям учащихся. Для того чтобы добиться большего оздоровительного эффекта, необходимо заниматься с интенсивностью, обеспечивающей частоту сердечных сокращений, составляющую 65-80,0% максимальной. Если заниматься с такой интенсивностью 3-4 раза в неделю, то постепенно тренировочный эффект будет улучшаться: возрастает сила мышц, выносливость; повышается физическая работоспособность и функциональные возможности кардиореспираторной системы [5].
Учебные занятия в школе – основной вид деятельности лиц этого возраста. В результате дополнения основного вида деятельности водными тренировками закладываются многие качества личности. Такие занятия одновременно приносят множество положительных эмоций во время тренировки, а кроме того нормализует работу внутренних органов и систем, помогают формированию правильной осанки, приводят в норму физическое состояние организма юношей. Дополнительная сфера занятий и интересов способствует тому, что у них постепенно складывается новая система привычек и правил поведения, стиль взаимоотношений с педагогом, сверстниками по классу; они учатся преодолевать возникающие трудности не только в спортивном зале, но и в процессе учебы.