Статья:

ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗА ВЛАСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Вашакидзе Б.В. ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗА ВЛАСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 42(178). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/178/103154 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗА ВЛАСТИ

Вашакидзе Беглар Валерьянович
студент, Сочинский Государственный Университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В работе рассмотрено определение политической жизни, выделены формы и особенности политического участия граждан. Обозначена связь политической культуры и образа власти в массовом сознании. Разобрана концепция образа власти, её основные аспекты, проведён анализ формирования образа власти в массовом сознании. Выделен термин политической культуры, обозначены её особенности как фактора, влияющего на политическое восприятие.

Abstract. The paper considers the definition of political life, highlights the forms and features of political participation of citizens. The connection between political culture and the image of power in the mass consciousness is indicated. The concept of the image of power, its main aspects are analyzed, the analysis of the formation of the image of power in the mass consciousness is carried out. The term of political culture is highlighted, its features as a factor influencing political perception are indicated.

 

Ключевые слова: массовое сознание, политическое восприятие, политическая культура, политическая жизнь, образ власти.

Keywords: mass consciousness, political perception, political culture, political life, the image of power.

 

При демократической политической системе все граждане, так или иначе, участвуют в политической жизни страны,  игнорирование политики тоже своего рода участие, ибо молчание – знак согласия. На участие и степень вовлеченности влияет множество факторов, но один из них определяет общую парадигму восприятия социально-экономических и политических процессов в стране – это образ власти в глазах общества.

Для начала стоит определить наши исходные понятия.

Политическая жизнь - это совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества,  характеризующих отношение к политике и участие.

Иначе говоря, это все проявления участия общества в политической жизни. Конституция РФ так определяет политическое участие граждан и его основные формы[1]:

Политическое участие — деятельность граждан, направленная на осуществление решений государства, представительство в органах государственной и муниципальной властей.

Основные формы:

1. Гражданские обращения и письма к органам власти, встречи с политическими деятелями.

2. Участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений.

3. Участие граждан в выборах и референдумах.

4. Прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях, демонстрациях и т. д.).

То, в какой мере гражданин способен реализовать данные права назовём политической культурой. В демократических странах граждане имеют широкий доступ к рычагам влияния на государство, а значит и на окружающее социально-экономическое положение в целом. Лишь само общество определяет степень собственной причастности к принимаемым решениям. Существует 2 ключевых фактора влияющих как на вовлеченность общества в политическую жизнь, так и друг на друга: политическая культура и образ власти в массовом сознании. Совокупность этих факторов обозначим «политическим восприятием».[6]

Образом власти обозначается совокупность представлений общества о политической власти, включающая базовые аспекты и конъюнктурные аспекты. Конъюнктурные аспекты в большей степени связаны с отражением объективной действительности, а базовые – со смысловыми интерпретациями. [5, с.16].

В процессе социального взаимодействия у личности формируется образ власти, который соответствует ценностно-нормативным установкам, свойственным данной культуре. «Зерно культурной идеи» [7] прорастает, имея свою логику развития, и будучи «всеопределяющим культурным началом» [3] задает для данной культуры параметры образа власти. Динамика внутренней логики развития идеи культуры служит чем-то вроде «мотора» [2], работа которого воспроизводит определенный образ власти из поколения в поколение и отражает его в повседневных практиках социальных взаимодействий.

Однако «многопоколенное» воспроизводство образа власти не исключает его изменчивости и гибкости. Социально-экономические факторы способны в пределах одного поколения сильно менять образ власти, а коренные формационные изменения способны смещать вектор «прорастания» зерна культурной идеи. Существует много исторических примеров таких изменений и смещений, особенно в XX веке, а в нашем быстроменяющемся мире образ власти ещё более динамичен, особенно ускоренный повсеместным распространением СМИ и информатизации.

Политическая культура представляет собой всю накопленную, слабо подверженную изменениям силу, действующую на общество «изнутри». Образ власти более мобилен и гибок, особенно в умелых «политических руках», но важнее, что он способен как «подстегнуть» политическую культуру (спровоцировать на действие/бездействие), вызывая противоречия в сознании общества своим несоответствием ожиданиям и стереотипам, так и отчасти заменить её, соответствуя ожиданиям и стереотипам (в некоторой мере усыпляя бдительность общества, привыкшего к определенным политическим «ходам»).[4]

Чем выше политическая культура в стране, тем объективнее будет складываться образ власти в массовом сознании, который при низком уровне политической культуры лишь усугубляет необъективность граждан и снижает уровень этой культуры. В итоге образуется замкнутый круг, что может негативно сказываться на стране и её гражданах. Чтобы вырваться из него следует понимать причинно-следственные связи, которые привели к существующему положению дел, а так же проанализировать опыт других участников политической арены мира.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (ред. От 21.07.2014 №11 ФКЗ). – Ст.3, Ст. 32, Ст. 33.
2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М. : Логос, 2000
3. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России / Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979.
4. Петухов В. В. Кризисная реальность и возможность политической трансформации российского общества . – Полис. Политические исследования. 2016. № 5. С. 8-24.
5. Романович Нелли Александровна Образ власти в России и его базовые характеристики // Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. №444. 
6. Соловьев А. И. Политическая повестка правительства, или зачем государству общество. – Полис. Политические исследования. 2019. № 4. С. 8-25. 
7. Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия / Флоренский П.А. Сочинения : в 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 2.