Статья:

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Рудь П.И., Солдатенко В.А. К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 41(177). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/177/102206 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Рудь Полина Игоревна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Солдатенко Виктория Александровна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Рамазанова Наталия Олеговна
научный руководитель, ассистент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Аннотация. Административная ответственность за нарушение против порядка налогообложения является одной из важнейших составных частей поступления средств, полученных из выплат налогов в бюджет государства. Одним из основных источников доходов бюджета Республики Беларусь являются налоговые поступления, представляя собой важнейшую часть обеспечения безопасности как всего государства, так и отдельной личности.

 

Ключевые слова: налогообложение, налоги, налоговые правонарушения.

 

Основой суверенитета государства является развитая инфраструктура национальной экономики, которая представляет собой полноценный комплекс структур и объектов, обеспечивающих основу системы государства.

Налоги являются одним из основных источников денежных средств государственного бюджета и фундаментом для беспрепятственной реализации государством своих функций и задач в различных сферах жизни общества.

Для того чтобы найти возможные пути решения проблем в данной области, необходимо изучить опыт других стран. Сравнение налоговых систем позволит выявить их сходства и различия, а также пути совершенствования. Благоприятным развитием для Республики Беларусь возможен переход на институциональные методы снижения уклонения от налогов. Например:

  • создание условий, поощряющих и стимулирующих контроль одних субъектов за уплатой налогов;
  • создание определенных коммерческих льгот для налогоплательщиков с хорошей налоговой репутацией;
  • повышение налоговой культуры граждан, понимание ими всей важности уплаты налогов для общества и государства, развитие правовой культуры.

В целях минимизации возможностей налогоплательщиков по совершению налоговых правонарушений возможно введение некоторых изменений: развитие аналитических инструментов их выявления и стимулирование к добровольному исполнению налоговых обязательств; расширение системы досудебного урегулирования споров; распространение спектра сервисных услуг с использованием более совершенного электронного взаимодействия и удаленного доступа в целях развития информационной открытости.

Проанализировав труды ученых и законодательство Республики Беларусь, можно заметить особенность. Часто в литературе соотносятся понятия «налоговое правонарушение» и «административное правонарушение против порядка налогообложения». В законодательстве  не закреплено легального понятия «налоговое правонарушение» [1]. Однако многие авторы в своих работах сравнивают эти понятия, отождествляя или разграничивая их.

Безусловно, налоговое правонарушение имеет много общих черт с административным правонарушением. Однако даже общие признаки последнего, касаемые налоговых правонарушений, приобретают свою специфику. На наш взгляд, налоговое правонарушение является более широким и общим понятием, включающим в себя как административные правонарушения против порядка налогообложения, так и уголовные преступления за неуплату налогов. Таким образом, для большей структурированности и четкости, видится необходимым закрепление в налоговом законодательстве данного понятия путем внесения изменений и дополнений в п. 2.141 ст. 13 НК в следующей редакции: «Налоговое правонарушение – противоправное виновное деяние лица, связанное с невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей, за которое установлена административная или уголовная ответственность». Такое решение поможет избежать отождествления и взаимозаменяемости разных по объему понятий.

Стоит обратить внимание на совершенствование норм об основаниях освобождения от административной ответственности против порядка налогообложения.

Одним из таких примеров является институт освобождения от административной ответственности. Наличие тех или иных оснований для освобождения от ответственности требует правильного толкования и применения законодательных актов Республики Беларусь. На сегодняшний день законодательством предусмотрен различный порядок и основания для освобождения от административной ответственности, в том числе за правонарушения в сфере налогообложения, предусмотренные главой 8 КоАП. Особенное внимание следует уделить ст.8.4, предусматривающую освобождение от административной ответственности с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность: «Может быть освобождено от административной ответственности совершившее административное правонарушение:

физическое лицо  – при наличии одного из обстоятельств, предусмотренных пунктами 2, 3 и 6 части 1 статьи 7.2 настоящего Кодекса;

юридическое лицо  – при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 7.2 настоящего Кодекса». Вышеуказанное положение отсылает нас к ст.7.2 КоАП. В данном случае необходимо уделить внимание на п.3 ч. 1 ст.7.2 КоАП, который содержит следующее основание для отнесения обстоятельства к смягчающим: «добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание» [2].

В п.3 ч.1 ст.7.2 КоАП произошло смешение понятий «возмещение вреда» и «исполнение обязанности», что для правонарушений против порядка налогообложения является недопустимым, поскольку равенство проводится между устранением причиненного вреда, выражающегося в уплате налогов, и исполнении обязанности (опять же выраженной в форме уплаты налогов).

На основании вышеизложенного, необходимо внесение изменений в п.3 ч.1 ст.7.2 КоАП в следующей редакции: «добровольное возмещение или устранение причиненного вреда и(или) исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание».

Таким образом, вопросы административной ответственности за нарушение налогового законодательства требуют дальнейшего исследования, что будет способствовать достижению баланса прав и законных интересов всех участников налоговых отношений, их взаимодействия, либерализации привлечения к административной ответственности за правонарушения против порядка налогообложения.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 19 дек. 2002 г., №166-З : принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 г., одобрен Советом Респ. 2 дек. 2002 г. (с изм. и доп. от 29дек. 20220 г.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 06 янв. 2021 г., №92-З : принят Палатой представителей 18 дек. 2020 г. : одобр. Советом Респ. 18 дек. 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.