Статья:

ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ВИДЫ, СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Лебедева А.П. ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ВИДЫ, СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 40(176). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/176/101013 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ВИДЫ, СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Лебедева Александра Павловна
студент, Педагогический институт имени В. Г. Белинского Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза
Михалец Ирина Викторовна
научный руководитель,

 

Беспокойство, страх, тревога –  неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психики, как и радость, восхищение, удивление, печаль. Подавляющее большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временной характер. Детские страхи чаще исчезают бесследно. Страх, несомненно, наиболее опасная эмоция. На биологическом уровне реакция на страх – это выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего всплеск гормонов в организме. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций, влекущих за собой выделение данного гормона. Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребёнок растёт и начинает исследовать окружающий мир. Грань между нормальным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой. Страхи в прямом и переносном смысле слова мешают ребенку жить. Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения. [4]

Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных,конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых пространств и др.

Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно.Например,почему ребёнок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Например,он боится надевать определенные ботиночки,потому что когда-то в них поскользнулся и упал,больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.

Сверхценные страхи – самый распространённый вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребёнка. В 80 % случаев прᡃактикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми. К детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, ведьм, оборотней, призраков, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. Смерть родителей – также довольно часто встречающаяся разновидность детских страхов, зачастую порожденная самими же взрослыми.

Одни исследователи полагают что страх – одна из первых эмоций, которую испытывает младенец. Многие врачи и психологи считают, что ребенка, проходящего через родовые пути, охватывает запредельный ужас. Другие говорят о том, что говорить, о «настоящем» страхе у детей можно только с 6 месяцев, так как он требует определённого когнитивного развития, включая способность к прогнозированию испытанной однажды опасности. [2]

Мною было проведено исследование среди учащихся начальной школы №71 города Пензы. Задействованы ребята из первого и четвертого класса.  Были применены методики: «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой и «Мотивация аффилиации» А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова.

Первая методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой. Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом».

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей 6-7 лет (1 класс). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

В красном домике дети расселили не страшные, на их взгляд, страхи, в черные наоборот. Результаты свидетельствуют о наличии у учеников первого класса определенных видов страха с коэффициентом – 8, что является нормой для данной возрастной категории. Преобладают, медицинские страхи (95%), например, страх уколов, врачей, боязнь заболеть, чуть с меньшими процентами идут боязнь чудовищ, темноты, страшных снов (71%), страх того, что накажут родители (58,6%). Можно сделать вывод о том, что данные страхи вполне соответствуют возрасту учащихся, отклонений от нормы не наблюдается.

Вторая методика «Мотивация аффилиации» А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова проводилась на учащихся 4 класса. Под аффилиацией понимается потребность. Иногда эта потребность становится для человека настолько значимой, что перевешивает остальные, из-за этого возникает множество страхов. Результат оказался таков: фактор «стремление к принятию»: высокий уровень показали 47% учащихся; средний уровень - 35% учащихся; низкий уровень - 18% учащихся.

Фактор «страх быть отвергнутым»: высокий уровень показали 26% учащихся; средний уровень - 54% учащихся;  низкий уровень - 20% учащихся.

Можно сказать, что типы потребности аффилиации складываются в результате подкреплений, испытываемых в социальных взаимодействиях прежде всего в детстве, так же они могут меняться в течении жизни под влиянием различных факторов. Потребность аффилиации не стабильна, она меняется под влиянием различных факторов. У учащихся четвертого класса страх именно социальный, они боятся быть не понятыми своими ровесниками, стесняются при виде новых знакомых, мальчики трудно находят контакт с девочками, между ними наблюдаются ссоры. Это подтверждает то, что у них начинается подростковый возраст, который является благоприятным временем для работы над развитием и укреплением уверенности в себе. «Многие из этих страхов исчезнут со временем». [1]

Вывод: анализ исследования позволил составить портрет школьников, испытывающих множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, со сниженной самооценкой, неуверенный в себе, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, недостаточно общительный. Наличие страхов зависит от многих причин. В процессе исследований было обнаружено, что девочки больше подвержены страхам, нежели мальчики.  Но в целом, дети вполне нормально развиваются, их страхи соответствуют их возрасту, и как показывает практика, многие их этих страхов с взрослением исчезнут [3].

 

Таблица 1.

Результаты страхов 6-7-летних детей по методике «Страхи  в домиках» М.А. Панфиловой

Медицинские страхи

 

Страх темноты,сказочных героев

Страх быть наказанными родителями

Страх опоздать в школу

Страх стихийных бедствий, войны

95% (приблизительно 28 ученика из 30 боятся уколов, зубных врачей)

71% (приблизительно 21 человек боятся оставаться одни ночью в комнате, смотреть мультфильмы, где присутствуют злодеи)

58,6%

(приблизительно 18 учеников боятся того,что родители будут их ругать за какую-либо провинность)

100%

(все 30 учеников)

Этот страх очень актуален в их возрасте

48%

(приблизительно 14 учащихся боятся грозы и т.д.)

 

Таблица 2.

Результаты страхов 10-11 летних школьников по методике «Мотивация аффилиации» А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова

Страх оказаться быть последним

Страх быть отвергнутым

Страх новых знакомств

Боязнь сверстников

85%

26 учащихся боятся того, что  будут хуже в учебе, какие-то их действия будут не правильны.

в среднем 54%

16 учащихся боятся быть отвергнуты взрослыми, сверстниками.

в среднем 46%

13 учащихся боятся приходить в новую компанию,заводить знакомства.

в среднем 13 %

4 учащихся боятся того, что сверстники будут над ними смеяться,не воспринимать как друга/подругу.

 

Во многом страх зависит от особенностей характера ребенка . В игровой, неформальной обстановке школьники лучше усваивают не только знания, но и навыки. «Игрой можно достичь гораздо больше, чем нравоучениями». [5] Как правило, если врослые удастся найти их общие с детьми страхи, преодоление детских страхов становится гораздо быстрее и легче.

 

Список литературы:
1. Методики диагностики страхов у школьников [Электронный ресурс]. — URL: https://psyhoday.ru/strahi-fobii/diagnostika-strahov-u-doshkolnikov-metodik.html  (Дата обращения: 1. 11. 2021).
2. Обзор методов и методик выявления страхов у детей [Электронный ресурс]. — URL: https://vuzlit.ru/96843/obzor_metodov_metodik_vyyavleniya_strahov (Дата обращения: 29. 10. 2021).
3. Саржанова А.С., Егенисова А.К. Детские страхи и пути их преодоления / А.С. Саржанова, А.К. Евгенисова. - М. : Современные наукоемкие технологии, 2013. – 155-157 с.
4. Усынина Т. П. Выявление страхов у школьников [Электронный ресурс]. — URL:  http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/metodika-motivacii-affiliacii-a-megrabyana-v-modifikacii-m-sh-magomed-eminova (Дата обращения: 12. 11. 2021).  
5. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи – это серьезно. / Т. Л. Шишова. – СПб.: Речь, 2007.- 20-35 с.