Статья:

К ВОПРОСУ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ШКОЛАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(168)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Мусина Г.Р., Аксенов С.Г. К ВОПРОСУ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ШКОЛАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 32(168). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/168/98506 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ШКОЛАХ

Мусина Гульнар Рамилевна
студент, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Актуальность темы заключается в том, что, исходя из статистических данных ВНИИПО по пожарам можно видеть, что школы, как и образовательные учреждения в целом, являются одними из самых опасных объектов как по числу возникающих в них пожаров, так и по количеству пострадавших от огня [1].

В целях поддержания пожарной безопасности в школах уделяется внимание таким основным нормативно-правовым актам, как Федеральный закон Российской Федерации №69 от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", Федеральный закон Российской Федерации №123 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 на которых основаны все меры противопожарной защиты.

Большое влияние на вероятность возникновения пожара оказывает не столько обеспеченность средствами противопожарной защиты, сколько правильная организация и обучение всего школьного персонала.

На руководителей школ возлагаются важные задачи по организации соблюдения противопожарных норм. Так, в их обязанности входит: применение мер при выявлении каких-либо нарушений и недостатков, способных привести к возгоранию; регулярное проведение инструктажей по пожарной безопасности; разработка и утверждение плана эвакуации, а также порядка оповещения учащихся, рабочих технического и педагогического состава о ЧС; распределение между работниками (учителями включительно) обязанностей и порядок действий в случае возгорания; возложение ответственности на момент проведения различных мероприятий; обеспечение выполнения правил пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях.

Работники в общеобразовательных учреждениях обязаны в случае пожара провести безопасную эвакуацию учащихся, проведя после неё перекличку. Одной из важнейших задач при проведении эвакуации для организаторов является недопущение “паники” среди учащихся. Также они обязаны минимизировать возможное распространение пламени, отключая подачу электричества и ограничивая приток кислорода в помещениях.

Помимо следования разработанному руководителем плану действий при пожаре, педагоги обязаны проводить обучение среди учащихся правилам поведения при пожаре и прививать им поведение, способствующее предотвращению возникновению пожара от их рук [2]. На протяжении всего периода обучения учащихся систематически учат простейшим правилам пожарной безопасности. Всё начинается с начальных классов, где обучение подаётся в игровой форме малыми объёмами информации. На данном этапе закладываются основные опасности огня, причины его возникновения и способы спасения от него.

Вместе с тем, средние классы обучают пользованию разными электроприборами, дают общее представление о легковоспламеняемых материалах, обучают применению средств борьбы с огнём (в частности, использованию огнетушителей) и дают основные знания о правильном спасении как свей, так и чужих жизней.

Однако, старшие (выпускные) классы обучают уже более наглядно, их возят на курсы, где они приобретают практические навыки в борьбе с огнём, эвакуации и спасении людей. Всех учащихся обучают правилам поведения при пожаре, чтобы те не пострадали в процессе эвакуации. К таким правилам относится: внимательное выслушивание просьб учителя; не поддаваться “панике”; покидать помещения и школу в быстром темпе, но не бегом во избежание давки; при эвакуации следовать за учителем, который после выхода на улицу в безопасном месте проведёт перекличку [3].

Наиболее пожароопасными помещениями в школах являются: кухня; мастерская; кладовое помещение; книгохранилище (библиотека); лабораторные (химические) классы [4].

Следовательно, в школах комплекс устройств противопожарной защиты включает в себя первичные средства пожаротушения, такие как: огнетушители, пожарный инвентарь (топор, багор, лом, штыковая лопата, конусное ведро), пожарные краны с установленными на них рукавами и ящики с песком. Также в качестве системы безопасности устанавливается автоматическая пожарная сигнализация адресно-аналогового типа. Пожаротушение, не учитывая ручных средств пожаротушения, осуществляется автоматической водяной системой. Из-за пребывания большого количества людей огнетушащим веществом является вода, однако, если школа обладает денежными средствами, то при необходимости она может себе позволить установку аэрозольную защиту в помещения, где она необходима (компьютерный класс, библиотека, архив) [5].

Таким образом, обеспечение пожарной безопасности в школах не кажется чем-то особенным, однако исходя из статистических данных можно заметить, что школы возгораются сравнительно реже, чем большинство других объектов. Связано это прежде всего с тем, как реализованы процедуры, связанные с предотвращением возгорания, как таковым – весь преподавательский состав обучен плану действия при возгорании и организован, учащиеся обучены основным способам предотвращения возгораний и порядку действий при возникновении пожара.

 

Список литературы:
1. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Чем и как тушить пожар // Современные проблемы пожарной безопасности: теория и практика (FireSafety 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции. – Уфа: РИК УГАТУ, 2020. – С. 146-153.
2. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях // Проблемы обеспечения безопасности: Материалы II Международной научно-практической конференции. – Уфа: РИК УГАТУ, 2020. - С. 242-244.
3. Аксенов С. Г., Леонтьева М.А., Храмцова Л.А., Насырова Э.С. Классификация образовательных объектов по нарушениям противопожарных норм // Техносферная безопасность. – Уфа: РИК УГАТУ, 2019. – С. 44-51.