ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЩЕСТВЕННОМ АВТОБУСНОМ ТРАНСПОРТЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(168)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(168)
ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЩЕСТВЕННОМ АВТОБУСНОМ ТРАНСПОРТЕ
Актуальность темы заключается в том, что автобусный транспорт является неотъемлемой частью общественного транспорта как для крупных, так и для малых городов, а также обеспечивает работу транспортной системы междугородней и межрегиональной системы.
Вместе с тем, по сравнению с другими видами транспорта, автобусный транспорт требует наименьших капиталовложений и позволяет очень легко организовать городские, междугородние, межрегиональные и туристические маршруты. Национальные образовательные системы во всем мире также интенсивно используют автобусный транспорт для образовательных поездок, школьного автобусного сообщения, выездов на спортивные соревнования и т.д. При эксплуатации автобусов требуется уделять особое внимание обеспечению безопасности пассажиров, в том числе за счет приведения и поддержания в пожаробезопасном состоянии транспортного средства.
Необходимо отметить, для обеспечения безопасности в транспортном средстве пассажиров, необходимо начинать задумываться о правилах ПБ еще на стадии проектирования систем жизнеобеспечения транспорта. Владелец транспорта должен разработать план организационных и технических мероприятий.
Следует отметить, что одна из задач, требующих доработки в плане обеспечения пожарной безопасности на транспорте, специалисты отмечают следующие:
- использование качественного противопожарного оборудования и средств пожаротушения;
- детальное проведение технического обслуживания противопожарных систем;
-
обязательная комплектация транспортных средств:
- автоматическими установками ПТ;
- системой пожарной сигнализации;
- системой оповещения о пожаре;
- противодымной вентиляцией.
В частности, улучшение комплектации транспортных средств противопожарными системами позволит:
- своевременно реагировать на пожар;
- надежно локализовать очаги возгорания даже в труднодоступных местах;
- не допустить задымления салона транспортного средства и удушья людей угарным газом;
- осуществить эффективную эвакуацию пассажиров и справиться с пожаром без серьезных последствий для здоровья всех находящихся внутри транспорта.
Однако, на данный момент нормативными документами регламентируются следующие требования по обеспечению ПБ на транспорте:
- В каждом транспортном средстве должен присутствовать исправный и готовый к работе огнетушитель – порошковый либо углекислотный.
- Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, должны иметь 2 огнетушителя – один из них находиться рядом с водителем, второй – в салоне.
- Запрещается эксплуатация автомобилей с газовыми баллонами, в которых установлено неисправность газового оборудования или утечка газа.
Во-первых, согласно требованиям, предъявляемым к конструкции автобуса, в зависимости от его класса и пассажировместимости, нормируется количество, размеры и конструкция дверей, люков, пассажирских сидений и проходов.
Во-вторых, требования пожарной безопасности также касаются помещений и площадок, на которых они размещаются в нерабочее время:
- на площадках или в специальных помещениях транспортные средства размещаются согласно СНиПов;
- если в помещениях, в нерабочее время, храниться более 25-ти транспортных средств, то разрабатывается план их размещения, на котором указывают порядок эвакуации транспорта при пожаре;
- в выходные, праздничные, а также в ночное время предусматривается наличие сторожа или дежурного в помещениях, где отстаивается транспорт;
- места, где находится транспорт в нерабочее время, оборудуют буксирными тросами;
- работники транспортных гаражей и депо должны быть осведомлены о порядке действий во время пожара.
Итак, из выше сказанного следует, что автобусы характеризуются высокой пожарной опасностью по следующим причинам:
- наличие легковоспламеняющихся и горючих жидкостей
- горючих Трубопроводов и патрубков
- смазывающие вещества
- дымообразующая способность отделочных материалов салона автобуса
Следовательно, по статистике основными причинами возникновения пожаров являются дорожно-транспортные происшествия, а также воспламенение связанные с техническим состоянием автобуса (масляные пятна на двигателе, потертости проводки, несоблюдение сроков проведения технического обслуживания и т. д.).
Таким образом с выше изложенным, для решения данной проблемы необходимо проводить анализ пожарно-технических характеристик внутренней отделки всех автобусов, выпускаемых и эксплуатируемых, с высокой пассажировместимостью, а также усилить контроль за соблюдением противопожарных норм на эксплуатируемых автобусах.