Управление и регламентация гражданско-правовой нормативной базы Российской Федерации в сети Интернет
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(161)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(161)
Управление и регламентация гражданско-правовой нормативной базы Российской Федерации в сети Интернет
Двадцать первый век ознаменовался быстрым распространением общемировой информационной системы - интернета. И сейчас уже все сложнее представить себе ситуацию, чтобы невозможно было присоединиться к информационной сети, получить электронное письмо, почитать любимую книгу, которую невозможно найти в библиотеке. Кроме сугубо деловых или образовательных задач интернет играет роль объединяющей в одно целое мировое сообщество системы.
А как известно, любая сфера жизнедеятельности общества требует, рано или поздно, регулирования, в том числе и правового. Поэтому нужно выяснить, каким образом отрегулировано в мировом и национальном законодательстве существование интернета.
Был сделан значительный вклад в исследование правового регулирования общественных отношений, возникающих при применении сети интернет. Вместе с этим более глубокого исследования требует вопрос правового регулирования деятельности интернет.
А. А. Тедеев считает, что интернет — это «электронная коммуникационная сеть, связывающая компьютеры во всем мире через телефонные линии и кабели из оптических волокон». [1]
Нетрудно заметить, что приведенное определение освещает только одно - техническую сторону функционирования интернета, а именно способ передачи информации и коммуникации.
Другие, не менее важные аспекты феномена интернет, такие как виртуальное пространство, договорный характер взаимоотношений его субъектов, социальное пространство, остаются за пределами определения.
Я считаю эти аспекты играют важную роль при определении гражданско-правовых позиций субъектов интернета.
Наиболее точную дефиницию интернета, на мой взгляд, предложила И. Л. Бачило, по моему мнению он говорил о том, что интернет - это универсальная система взаимосвязанных сетей, которая позволяет гарантировать включение любого набора информации для представления ее пользователям, предоставления справок и других информационных услуг, а также для выполнения различных гражданских сделок на основе сочетаний информационных и коммуникационных технологий. [2]
Я считаю, что при исследовании проблем гражданско-правового регулирования отношений в интернете можно выделить следующую дефиницию всемирной сети, которая состоит из четырех взаимосвязанных элементов:
1) Всемирная паутина – глобальная компьютерная информационная сеть, состоящая из отдельных компьютерных информационных сетей, объединенных на основе единого Интернет-протокола;
2) Всемирная паутина - информационное пространство;
3) Всемирная паутина - виртуальная среда обитания субъектов общества, в которой возникают, развиваются и прекращаются реальные социальные отношения между субъектами общества, объективно существующими в реальном физическом мире;
4) Всемирная паутина - это набор информационных связей с общественностью, существующих в виртуальной среде.
Определение виртуальной среды не содержит гражданско-правовой составляющей (имущественные отношения и неимущественные личные блага).[3]
Таким образом, все определения правовой природы интернета имеют определенные юридические погрешности.
Из них мы не можем синтезировать одно общее понятие «интернет»; технические же определения не могут быть основой правовой характеристики сети.
На основе приведенных определений интернета я могу констатировать: основным правилом при определении понятия «интернет» является раскрытие его технической сути.
Поэтому все определения сводятся к раскрытие его технических характеристик. Такая неоправданная концентрация научной мысли на технических характеристиках интернета привело к тому, что изучение интернета замкнулось на информационном праве с несколько расплывчатым предметом регулирования, оставив без правового освещения другие, не менее важные составляющие правовых позиций интернета.
Отсюда и сложности нормативного регулирования, лишенного целостной правовой картины интернета. [4]
Несмотря на такой относительно незначительный срок по регулированию определенных правоотношений в сети интернет принято достаточно много международно-правовых актов (большая часть актов была принята в 1999-2001 гг.).
Сказанное не означает, что все вопросы получили надлежащее правовое регулирование. Исследователи справедливо отмечают, что ограничить интернет нормативным регулированием невозможно, даже если приложить к этого все усилия полномочных международных органов. Поэтому сейчас эти органы сосредоточились на регулировании экономических отношений в сети интернет (электронные деньги, соглашения, финансовые потоки, то есть электронная коммерция). (5)
Что касается России, то надо отметить большие изменения в законодательстве в последнее время:
- 12 мая 2008 года основание «Роскомнадзора». В июле 2016 года был принят законопроект имеющий антитеррористическую направленность – «Зако́н Ярово́й».
- 1 ноября 20019 года закон о «суверенном интернете» (неформальное название ФЗ N90 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи») - предусматривающего создание национальной системы маршрутизации интернет-трафика, инструментов централизованного управления.
Изменения же в законодательстве, приведут и к улучшению технического обеспечения построения в России информационного общества.
Я предлагаю следующие шаги по улучшению условий деятельности интернета в стране:
1) Принять отдельный Закон России «Об Интернете», где не только были бы определены терминологические основы деятельности, но и интернет рассматривался бы как многообразно явление, а именно как форма деятельности, средство коммуникации, способ общественной жизни и сознания;
2) В законодательстве рассмотреть не только такие сферы использования интернета, как электронная коммерция и деятельность органов управления, но и библиотечная и архивное дело, сфера образования, вопросы интеллектуальной собственности по программному обеспечению.