Статья:

Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Измоденова А.С. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 22(158). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/158/95031 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении

Измоденова Анастасия Станиславовна
магистрант, Уральский институт управления – филиал РАНХиГС, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье рассмотрено влияние информационных технологий, применяемых органами власти на эффективность их деятельности, приведены примеры их использования, а также трудности при внедрении таких технологий в работу органов власти. Кроме того, в статье находят отражение проблемы, не позволяющие государству в полную силу использовать информационные технологии.

 

По всему миру органы власти внедряют новые технологии, которые способствуют реализации целей современного управления, а именно открытости, прозрачности, подотчетности, а главное, эффективности деятельности органов власти.  С приходом информационных технологий в нашу жизнь, процессы управления становятся менее формальными и более ориентированными на диалог, что повышает доверие людей к власти. Люди имеют возможность лучше понять реализуемые органами власти задачи, сделать свой вклад в эти процессы.

Изучая данную тему, нельзя не упомянуть автора, изучающего информационную эпоху, поскольку именно она сделала возможным применение информационных технологий, в том числе и сфере управления. Так, согласно М. Кастельсу, исследователю информационной эпохи и сетевого общества, функционирование информации присуще человеческому обществу на протяжении всей его истории, а в постиндустриальном обществе, в котором мы находимся сейчас, генерирование, обработка, а также передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти.[1, C.66]

Таким образом, информация, в том числе все процессы, связанные с ней, является двигателем общества, а информационные технологии, в свою очередь, помогают сделать работу с информацией более эффективной, что важно, особенно в контексте управления, поскольку информация – средство управленческого труда. Развитие информационных технологий, появление новых электронных форм взаимодействия, а также повсеместное распространение интернета – все это приводит к изменениям в структуре государственного и муниципального управления, трансформирует его в совершенно новый, современный вид. В государственном управлении появляется все больше инструментов, заимствованных из коммерческой сферы. Они оказываются весьма действенными при решении задач управления на всех его уровнях.

Органы власти внедряют в свою деятельность информационные технологии, поскольку понимают, что в условиях глобализации общество должно соответствовать стандартам. С каждым днем роль информации повышается, и каждое государство должно быть готово к происходящим изменениям, в условиях использования глобальных сетей.

Развитие информационных технологий на современном этапе не только влечет за собой переосмысление роли и значения публичного управления и государства в целом, но и в последствие его дальнейшей модернизации – цифровое государство, в котором процесс управления становится проще, но при этом управленческие решения остаются эффективными и приносят результаты в кратчайшие сроки.

Важно отметить и то, что включение информационных технологий в деятельность органов власти будет действительно оказывать влияние на эффективность только в том случае, если сами служащие будут готовы принять цифровую реальность, а главное будут понимать, как в ней работать эффективно. Так, современные технологии будут выступать определенным помощником для выполнения рутинных операций, в то время как служащие смогут фокусироваться на принятии управленческих решений, а не на рутине, которая как раз и является основным фактором, делающим процесс управления менее эффективным.

Главным примером применения информационных технологий в деятельности органов власти является появление единая система идентификации и аутентификации (Портал государственных услуг РФ), которая помогает сократить время не только органам государственной власти в предоставлении услуг, но и гражданам при обращении в органы за их получением и предоставлением необходимых документов. Однако, данная система имеет и свои минусы, так, например, не все услуги могут предоставляться в режиме онлайн, а также многие из них вообще являются мало востребованными со стороны населения, что говорит о необходимости пересмотреть данный список с учетом мнения граждан. Так, например, Правительство Великобритании, при внедрении подобного механизма, не сразу подумало об этом, что в конечном итоге привело к непопулярности платформы предоставления услуг, а это, в свою очередь, привело к большим финансовым потерям.[2]

Как уже отмечалось ранее, все органы публичной власти уже используют информационные технологии, однако технологии не стоят на месте, а постоянно развиваются, поэтому следует отслеживать данные изменения и использовать уже усовершенствованные механизмы для более эффективной работы. Важно уделить внимание таким направлениям, как обеспечение организационной структуры, позволяющей поддерживать систему информационных ресурсов, а главное, создание механизма защиты информации, разграничения прав доступа к информации по уровням, а также обеспечение непрерывности доступа к информации.

Сегодня не достаточно просто владеть компьютером, знать, что такое электронный документооборот и вести сайты органов власти. Информационные технологии представлены достаточно в обширном количестве, но нужно знать, как они работают и чего помогут достичь с их применением. Но не стоит забывать и о том, что до сих пор отсутствует единый подход в использовании информационных технологий органами власти, что может быть связано с недостаточным финансированием данного направления, а также слабым развитием и практическим применением знаний и навыков в данной области государственных служащих.[3]

Сущность трансформации управления с использованием информационных технологий заключается в изменении процесса управления, главным образом, по следующим аспектам: во-первых, увеличивается скорость обратной связи между органами власти и гражданами, а также органами власти между собой; во-вторых, роль человека в реализации государственных процессов заменяет автоматизированная система, что приводит к сокращению числа государственных служащих, а также сокращению финансовых издержек на содержание аппарата, появление электронных документов должно привести к исчезновению бумажной волокиты; в-третьих, участие в государственных, региональных и местных делах становится доступно всем желающим гражданам, которым не безразлична судьба своего города, региона и государства в целом, поскольку благодаря применению электронных технологий, принять участие в решении некоторых государственных, региональных и местных вопросах можно не выходя из дома.

К такому выводу приходят многие авторы, изучающие информационные технологии и оказываемое ими влияние на публичное управление, под которым подразумевается как государственное, так и муниципальное, поскольку оценка внедрения  информационных технологий в деятельность органов власти описывает общие признаки, присущие всем уровням управления.

При правильном применении информационных технологий появляется возможность получать, передавать, хранить большие объемы данных, анализировать закономерности и увеличивать эффективность работы структур органов управления. Применяя современные информационные технологии, не только сокращается срок, необходимый для принятия управленческих решений, но и повышается качество управления. Информационные технологии оказывают огромное влияние на процесс управления, а также на отношения между гражданами и органами власти.

Следует отметить и тот факт, что информатизация – неотъемлемая часть развития системы государственного и муниципального управления, уже сейчас используется достаточно большое количество возможностей, предоставляемых органам власти при внедрении в свою деятельность информационных технологий. Поэтому важно вовремя обновлять не только сами технологии, но и нормативно-правовую базу с включением в нее вариантов оценки и контроля работы органов власти с учетом применения в их деятельности информационных технологий.

 

Список литературы:
1. Скибицкий М.М.. Информационная эпоха и новая экономика в трудах Мануэля Кастельса  // Мир новой экономики. № 4, 2015.
2. Цифровое Правительство 2020 Перспективы для Росси / Проект для обсуждения [Электронный ресурс] URL: http://www.iis.ru/docs/DigitalGovernmentRussia2020RUS.pdf  (Дата обращения: 28.05.2021)
3. Желдыбина Ю.В., Исаенко Ю.С. Информатизация органов местного самоуправления // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-6.; [Электронный ресурс] URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=19023  (дата обращения: 28.05.2021).