Статья:

Загоров Ренина в историко-правовом аспекте

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Казакова Ю.В. Загоров Ренина в историко-правовом аспекте // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 22(158). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/158/94981 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Загоров Ренина в историко-правовом аспекте

Казакова Юлия Валерьевна
студент Всероссийского государственного университета юстиции (РПА МинЮста России), РФ, г. Москва
Никитин Павел Владиславович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры теории, истории государства и права и философии Всероссийского государственного университета юстиции (РПА МинЮста России), РФ, г. Москва

 

Аннотация. заговор Ренина, также известный как восстание женского дворца в 1542 году, где 16 наложниц пытались убить императора.

Заговор Ренина состоялся в 1542 году, и в нем приняли участие 16 дворцовых женщин, которые пытались покончить с Цзяцзином. Название этого заговора происходит от года Ренин, который является 39-м годом в планетарном цикле по китайскому календарю, используемом в Китае. Убийцы почти достигли цели, но император был спасен.

На протяжении всей китайской истории убийство или попытка убийства императоров (Цинь Ши Хуань-покушение наёмного убийцы с применением холодного оружия, Цзин Кэ покушался на жизнь циньскогована с помощью отравленного кинжала) не было чем-то совершенно неслыханным, но убийство императора Цзяцзин могло быть одним из самых необычных.

Актуальность работы: заключается с неравноправием женщин в традиционном Китайском обществе, ведь женщина была поставлена в определенные рамки, не имея и половину тех прав и свобод, которыми обладали их мужья и сыновья.

Цель работы: проанализировать различные аспекты положения женщин, а именно наложниц в традиционном китайском обществе.

 

Ключевые слова: заговор, убийство, восстание, император, Китай, наложницы, право, суд.

 

В 1521 году Чжу Хоуконг сменил своего двоюродного брата, императора Чжэдэ, как 12-го императора династии Мин. Чжу Хоуконг принял царственное имя Цзяцзин, что означало «восхитительное спокойствие», но спокойным он совсем не был. Когда он вошел на престол он решил сосредоточить всю власть в собственных руках, поэтому свое царствование он начал с жестоких казней фаворитов бывшего императора вместе с их семьями.

В начале своего правления император Цзяцзин казался серьезным и амбициозным правителем. Его волевые качества проявились, например, в противостоянии законам. Цзяцзин был сыном наложницы и в соответствии с конфуцианскими законами он не имел право передавать престол своим потомкам, но сын настаивал, чтобы им были присвоены все императорские титулы и привилегии. Ему удалось восстановить имперский статус его семьи к 1524 году. Таким образом, в начале правления он начал нарушать Законы династии Мин.

Тут необходимо сделать ремарку, касаемо того, по какой причине в данный период времени применялись именно Законы великой династии Мин. В предисловии к «Законам Великой династии Мин», ставшим крупнейшим законодательным памятником минской эпохи (1368— 1644 гг.), были слова императора (Чжу Юань Чжан) относительно социального эффекта вводимых законов в следующих словах: «Я, владея Поднебесной, подражал древности в осуществлении управления, постигал ритуалы, дабы руководить народом, устанавливал законы, дабы обуздывать непослушных, публиковал распоряжения в качестве декретов, проводил в жизнь все это уже в течение долгого времени, но что поделать, нарушители законов продолжали появляться один за другим. Отсюда возникли пять видов наказаний и жестокие законы, чтобы наказывать их (нарушителей)... Отредактировав написанные законы, мы составили книгу и отпечатали ее для распространения в столице и на местах, дабы сановники и народ знали, чего придерживаться»1.

Тем не менее, ему всё же удалось восстановить имперский статус его семьи к 1524 году, в результате чего сотни придворных чиновников выразили возмущённый протест против решения императора. Позже по приказу императора некоторые из протестующих были брошены в тюрьму, где, как сообщается, многие были избиты до смерти. Другие были уволены с поста.2

Цзяцзин активно интересовался даосизмом, или, более конкретно, алхимией, так как он хотел получить легендарный эликсир бессмертия. Именно жестокость Цзяцзина, а некоторые говорят, его стремление к эликсиру вечной жизни, породили необыкновенный заговор.

Существует 2 версии событий:

Согласно первой, поиск императора бессмертия включал сбор менструальной крови девственниц и использование ее для производства вещества, называемого «красный свинец», которое он и употреблял в смеси с другими ингредиентами.

Множество девушек в возрасте 13-14 лет содержались для производства этой мерзкой смеси, и их кормили только листьями шелковицы и дождевой водой, поскольку Император полагал, что это сохранит состав чистым.

Молодых женщин избивали, они голодали, а затем заболевали и их бросали умирать. Его наложниц жестоко избивали, чтобы они безропотно выполняли каждую его сексуальную прихоть.

По второй версии у императора было много банановых растений, которые росли в его саду. Утром на листьях скапливалась роса, император пил эту воду, полагая, что она будет способствовать его долголетию. Дворцовые девушки должны были каждое утро выходить в сад и собирать утреннюю росу босиком, от этого многие из них заболевали и вместо лечения их бросали в темницы умирать.

Главной среди женщин во дворце была императрица, или главная жена Сына Неба (хуаньхоу), далее шли четыре дополнительные «жены» (фу жэнь) – каждая из них имела особый титул: драгоценной (гуйфэй), добродетельной (шуфэй), нравственной (дэфэй) и талантливой (сяньфэй) наложницы. Именно наложницы и были основными действующими лицами в заговоре.

16 дворцовых женщин собрались ночью. В эту ночь император был в комнате своей любимой наложницы, супруги Дуань (также известной как леди Цао). После того, как наложница удалилась, император остался один, и придворные женщины воспользовались возможностью, чтобы напасть на него.

Женщины удерживали императора, пока одна наложница пыталась задушить его верёвкой из своих волос. Когда это не удалось, они накинули шелковую ткань вокруг его шеи, но, к сожалению, завязали неправильный узел и не смогли плотно затянуть петлю, чтобы завершить дело.

Одна из заговорщиц запаниковала и сообщила о покушении Императрице Фанг. Поскольку император был без сознания после покушения, императрица взяла дело в свои руки и приказала казнить заговорщиц «медленным разрезанием», также известным как «смерть от тысячи порезов». Семьи женщин, участвующих в заговоре были казнены.3 Стоит отметить, что данная карательная мера («смерть от тысячи порезов») применялась в соответствии с Законами Великой династии Мин к преступникам, замыслившим переворот, или участникам коллективного сговора, при этом не проводилось разграничение на главарей и соучастников (ст. 277); к лицам, замысливших убить или убивших родственников (ст. 307); за убийство женой или наложницей мужа (ст. 308).4

Фаворитка Дуань тоже была казнена. Хотя позже выяснилось, что наложница не участвовала в заговоре, тот факт, что попытка убийства имела место в ее покоях, дал императрице достаточные основания для устранения потенциальной соперницы во дворце.

Император Цзяцзин долго не мог дальше осуществлять управленческие функции, также он обижался на императрицу за то, что она убила его любимую наложницу, Дуань.

После восстания император Цзяцзин не прекратил создавать красный свинец. Вместо этого он приказал ужесточить ограничения на въезд во дворец девушек.

В 1547 году во дворце случился пожар, в котором сгорела заживо императрица. Цзяцзин тогда отказался отдать приказ своим придворным по её спасению.5

Казнь девушек и смерть императрицы подтолкнули к выбору в качестве новых дворцовых женщин уже 300 девушек, но более молодых, в возрасте от 11 до 14 лет. В 1552 году еще 200 девушек были отобраны для службы во дворце, но нижний возрастной предел был сокращен до восьми лет. Три года спустя, в 1555 году, 150 девочек в возрасте до восьми лет были доставлены во дворец для изготовления эликсира для императора.

После покушения на жизнь император Цзяцзин удалился в западную часть Запретного города, где он мог жить в изоляции и уединении. Правитель прекратил вершить суд в течение следующих двух десятилетий своего правления. Хотя долгое правление Цзяцзина дало династии Мин некоторую стабильность, его упадок и пренебрежение государственными делами привели к ухудшению положения в стране.

Император Цзяцзин умер в 1567 году в возрасте 59 лет. Распространена версия, что он отравился ядовитой ртутью, содержащейся в «эликсирах бессмертия», столь ценимых и принимаемых им всю жизнь.6

Если проанализировать данное историческое событие, то станет ясно, что после восстания наложниц император Цзяцзин не прекратил создавать красный свинец. Он наоборот решил выбрать новых дворцовых женщин. Также в 1555 году еще 150 девочек в возрасте до восьми лет были доставлены во дворец для изготовления эликсира бессмертия. После покушения на жизнь император Цзяцзин не задумался о положении женщин, о пренебрежительном отношении к ним, он лишь удалился в западную часть Запретного города, где он мог жить в изоляции и уединении и продолжать создавать эликсир бессмертия.

Благодаря данному историческому событию можно увидеть какое было отношение к женщинам в традиционном китайском обществе. Неравноправие женщин по сравнению с мужчинами, указывает на то, что начиная с конфуцианских времен, женщина была поставлена в определенные рамки, не имея и половину тех прав и свобод, которыми обладали их мужья и сыновья.

Конфуцианский культ предков и нормы «Сяо» (孝[xiào] - сыновья почтительность) способствовали расцвету культа семьи и клана. Перед каждым китайцем стоял долг соблюдения интересов семьи, а именно рождение детей, прежде всего сыновей, призванных продолжить род, упрочить позиции семьи в веках. То есть издревле заложенные ценности в китайском обществе и породили такое отношение к женщинам.

Порой, если бедняки не могли выплатить кредит, им приходилось продавать своих детей. Это было обычным делом в Древнем Китае, девочек продавали значительно чаще, чем мальчиков, и участь первых была значительно хуже. Мальчика покупали, чтобы усыновить его, он жил в новой семье еще более или менее сносно, проданная девочка навсегда теряла свободу, не говоря уже о том, что чаще всего ее продавали прямо в публичный дом. Хозяин мог сделать с девочкой все что угодно, мог перепродать другому человеку. Родители, продав свою дочь, теряли на нее право, и с момента заключения сделки она становилась в полном смысле слова рабыней, наложницей и т.д.7

Исходя из цели данной работы стоит рассказать о статусе наложниц в традиционном Китае. В традиционном китайском обществе женщины не только воспитывали детей и занимались хозяйством, но также жили во дворце, прислуживая императору, играя важную роль в управлении государственными делами. Одним из главных признаков власти и могущества Сына Неба был большой гарем. Статус каждой обитательницы гарема определялся степенью активности ее энергии инь энергии. Наивысшей степенью активности данной энергии наделялась императрица.

В семейной иерархии у каждой женщины было строго определенное место: служанки подчинялись наложницам, наложницы — женам, жены — главным женам, и все без исключения — первой госпоже, главной жене отца семейства, а в случае его смерти — главной жене старшего сына. Наложницы должны были оставаться в гареме до двадцатипятилетнего возраста, а затем, если у них не появлялись дети, они удалялись из дворца. Наложницы-матери детей, родивших от Сына Неба, оставались во дворце и могли претендовать на роль жены императора и императрицы.

Наложницы, по мере поступления их в дом хозяина, получали порядковые номера: наложница № 1, 2, 3, 4 и т.д. Чем больше был порядковый номер наложницы, тем меньшую цену она имела в глазах общества. Хотелось бы прояснить ситуацию, которая складывалась после смерти императора. Еще в глубокой древности существовал ритуал, по которому при кончине императора осуществлялось погребение его жен и наложниц. Это следовало из древнего китайского понятия, что душа усопшего на том свете живет и ей требуется все, что у нее было на земле. Отсюда и пошел обычай заживо хоронить жен вместе с их умершими мужьями. Уже с первым императором централизованной империи Цинь Шихуаном были захоронены его жены (но только те, кто не имели от него детей). Императоры династии Мин решили восстановить этот древний страшный ритуал — погребение наложниц вместе со смертью императора. 8

Убеждение наложниц о необходимости самоубийства при кончине императоров или вельмож подкреплялось не только страхом, не только воспитанием с детства, но и системой возвеличивания пожертвовавших своей жизнью наложниц, осознанием наложницами того, что, убив себя, она совершает благородный, благочестивый поступок. Все незнаменитые служанки дворца не погребались в отдельных могилах. Их трупы сжигались внутри колодца». Только в конце правления Цзяцзин старшим служанкам дворца Сына Неба стали разрешать покупать землю для своей могилы; если они не желали, чтобы их труп был предан огню, им давалась возможность быть похороненными в земле.

Таким образом, проанализировав ситуацию с положением наложниц, можно сделать следующий вывод: положение девушек, получивших статус наложницы, было незавидным, особенно если они не рожали мальчиков. Императрицами и приближенными наложницами становились только самые красивые и достойные девушки. Попав во дворец или богатый дом, молоденькая девушка терпела все лишения и обиды от старших наложниц и жен. Если она не могла родить мальчика или рожала девочку, ее могли продать в публичный дом. Статус наложницы в традиционном Китае можно приравнять к статусу рабыни – она не имела права ни на что, кроме того, как исполнять желания своего господина. Но некоторым везло, при рождении сына и стечении удачных обстоятельств они становились главными наложницами и даже женами, впоследствии приходили к власти, и проводили в жизнь свою политику, как можно убедиться на примере с императрицей Цыси.

Также стоит сказать о положении женщин в более современном китайском обществе. В первые же месяцы после установления Китайской Республики правительство приняло постановления, направленные на ликвидацию явлений, ущемлявших достоинство личности, и закреплявших неравноправное положение женщины в семье и обществе. Были одобрены документы, в которых запрещалось бинтование ног у женщин, ликвидировался институт наложниц, формально ставились вне закона азартные игры, детское сватовство, старые обряды, связанные с рождением, свадьбами, похоронами и др. Новая власть ясно видела пороки общества, мешавшие движению вперед, однако не практике провести реформы было чрезвычайно трудно. Однако в проекте «Гражданского кодекса» были недостаточно четко прописаны такие важные положения, как запрет на браки между малолетними детьми и родственниками, на продажу девочек в дом будущего мужа, не регламентировался статус жен и наложниц, обходились вопросы наследования имущества.

Анализируя положение женщин традиционного Китая и нынешнего времени мы не можем не учитывать тот факт, что в отдаленных деревнях по-прежнему сохраняются пережитки традиций, женщины остаются также зависимыми от родственников и мужа, не имея никаких прав даже после смерти своего супруга.

 

Список литературы:
1. «Свод Законов Великой династии Мин с комментариями и дополнениями» // VOSTLIT: сайт. – Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIV/1360-1380/Svod_zakonov_Min/Zakony_ceremonij/text1.htm.–Загл. с экрана.
2. Н. П. Свистунова Законы Великой династии Мин : пособие / Н. П. Свистунова, – М.: Восточная литература, 2012г. 444 с.
3. «Заговор Ренина»// BAIDU: сайт. – Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/%E5%A3%AC%E5%AF%85%E5%AE%AB%E5%8F%98.–Загл. с экрана.
4. «Раскрытие тайны «дворца Юньинь»»//KKNEWS: сайт. – Режим доступа: https://kknews.cc/history/z39yja.html.–Загл. с экрана.
5. «Дворец Юнинь»- последняя возможность бегства девушек»// ChineseHistory: сайт. – Режим доступа: https://chinesehistory.cc/history/oovagkq.html.–Загл. с экрана.
6. «Фанг Зьяан: “Убийство девушками»»// SINA: сайт. – Режим доступа: https://news.sina.com.tw/books/history/barticle/10534.html.–Загл. с экрана.
7. Положение женщины в традиционном Китае// centralru.ru: сайт. – Режим доступа: http://centralru.ru/kitayski-hanyu/istoriya/polozhenie-zhenschiny-v-traditcionnom-kitae.–Загл. с экрана.
8. Участь наложниц в Древнем Китае// diary.ru: сайт. – Режим доступа: https://diary.ru/~ooo-yaaa/p209099971.htm?oam.–Загл. с экрана.