Статья:

Актуальность пожарных поездов в современном мире

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Лысенкова Ю.В., Синагатуллин Ф.К. Актуальность пожарных поездов в современном мире // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 21(157). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/157/94193 (дата обращения: 30.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальность пожарных поездов в современном мире

Лысенкова Юлия Вячеславовна
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Синагатуллин Фанус Канзелханович
Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Использование железнодорожного передвижного состава при тушении крупных пожаров в современных условиях остается по-прежнему актуальным, так как возникает необходимость доставки большого количества огнетушащих веществ, особенно воды в безводные районы, пожарно-технического вооружения и пожарной техники, а также личного состава в труднодоступные участки местности, расположенные в близи железной дороги.

Также необходимо отметить тот факт, что актуальность использования пожарных поездов обусловлено и тем, что по железной дороге осуществляются грузоперевозки большого количества химических и взрывопожароопасных грузов. И стоит учесть, что железнодорожные пути проходят как по населенным пунктам, так и по лесным, горным и заболоченным местностям, куда проезд обычного транспорта затруднен или невозможен.

Пожарный поезд – это самостоятельное транспортное средство, которое предназначено для тушения пожаров, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ, а также для ликвидации ЧС и обеспечения средствами пожаротушения на железной дороге и объектах, которые примыкают к железнодорожной полотну. История данного транспорта начинается еще с 1921 года и продолжается по сей день. Организацией пожарной безопасности на железных дорогах в России занимается Федеральное Государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» (ФГП ВПО ЖДТ России).

По своим тактическим возможностям и характеристикам один пожарный поезд можно прировнять к тридцати пожарным автомобилям АЦ-40 (130) или четырем пожарным подразделениям.

Пожарные поезда подразделяются на две категории:

  1. 1 категория – поезда с повышенными тактико-техническими характеристиками, предназначенные для тушения пожаров с распространением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, для их перекачки и предотвращения утечки, а также проведению аварийно-спасательных работ и ликвидации ЧС.
  2. 2 категория – составы со стандартной комплектацией, которые используются для ликвидации аварийных пожарных ситуаций на железнодорожных линиях.

Так же в арсенале пожарных частей РЖД присутствуют поезда, которые могут тушить пожары в тоннелях.  А для борьбы с пожарами в зимнее время года со снежными заносами железнодорожный транспорт оснащен специальной снегоочистительной техникой, а вода в цистернах подогревается, так как внутри проложены трубки в виде змеевиков.

Пожарные поезда содержатся на железнодорожных станциях, на которых имеется рабочий парк локомотивов и устройства для заправки цистерн-водохранилищ водой, и имеют свой район обслуживания. Этот район определяется приказом вышестоящего руководства региона или отделения РЖД. При этом устанавливается его постоянное место дислокации, а также максимальное расстояние его перемещения. И стоит знать, что пожарные поезда запрещается использовать для выполнения иных работ

Для постоянной дислокации пожарного поезда выделяется отдельная территория, на которой оборудуются стационарные объекты, включающие в себя:

  • учебно-административные;
  • учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями и учебно-тренировочная башня);
  • производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов, мастерская для обслуживания и ремонта пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, пункт зарядки огнетушителей);
  • санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс и др.);
  • складские (для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих средств, топлива и горюче-смазочных материалов).

Пожарный поезд окрашивается в красный цвет. На него наносятся две белые полосы, которые имеют разную ширину (80 мм и 230 мм), и белую надпись «Пожарный поезд».

Всего на сети железных дорог развернуты и находятся в режиме постоянной готовности 313 пожарных поездов ФГП ВО ЖДТ России, ежедневно на дежурство заступает более 1800 человек. А за последние 5 лет по запросу МЧС России пожарные поезда принимали участие в тушении более 3000 пожаров в населенных пунктах и на производственных объектах, в том числе в тушении около 1500 крупных лесных и торфяных пожаров. Только за январь 2020 года данный вид транспорта совершил 10 выездов на тушение пожаров и 12 раз участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Список литературы: 
1. Пожарный поезд // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. -- М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. –  С. 314-315;
2. Алексеев С. Г., Пыжьянова Е. С., Хаматнурова А. Ф., Становление и развитие пожарной охраны и пожарной техники. Мавлютовские чтения: Материалы XII Всероссийской Молодежной Научной Конференции. В 7т. Т.2/ Уфимский государственный авиационный технический университет. – Уфа: РИК УГАТУ, 2018. – С. 329 – 333.