Статья:

Проведение аварийно-спасательных работ при ликвидации дорожно-транспортных происшествий

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Нуриахметова А.Р., Малышева Е.М., Синагатуллин Ф.К. Проведение аварийно-спасательных работ при ликвидации дорожно-транспортных происшествий // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 19(155). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/155/92990 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проведение аварийно-спасательных работ при ликвидации дорожно-транспортных происшествий

Нуриахметова Алсу Робертовна
студент, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Малышева Екатерина Михайловна
студент, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Синагатуллин Фанус Канзелханович
ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Автокатастрофа или Дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП) — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, где погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на несколько видов. Для верификации актуальности темы был проведен анализ количества аварий в зависимости от причин по данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) (рис.1).

 

Рисунок 1. Количество ДТП по различным причинам в базе данных ГИБДД

 

Как видно из рис. 1, главной причиной создания аварийной ситуации является столкновение автомобилей (42,34%), на втором месте наезды на пешеходов (29,05%). В свою очередь наезды на гужевой транспорт и животных составляют малую долю из всех видов ДТП (0,02% и 0,25% соответственно).

Основными причинами гибели людей в ДТП являются: травмы, кровотечение, шок и их сочетание; удушье и другие травмы, которые приводят к скорейшей смерти.

Значительная часть пострадавших погибает от неоказания им своевременной первой медицинской помощи, неправильного извлечения пострадавших, заблокированных в деформированных транспортных средствах.

Все это обусловлено длительностью промежутка между временем возникновения происшествия, сообщением о ДТП в соответствующие службы и прибытием спасателей и медицинских работников на место автокатастрофы.

Время оказания первой помощи и, соответственно, спасение жизни пострадавших в ДТП определяется проведением следующих основных мероприятий:

– экстренное реагирование на дорожно-транспортные происшествия;

– проведение аварийно-спасательных работ.

Аварийно-спасательные работы (далее АСР), выполняемые при ликвидации последствий ДТП, включают в себя следующие основные разновидности при столкновениях, опрокидывании автомобилей и наездах.. Спасение пострадавших при ДТП на железнодорожных переездах, происшедших в ходе перевозки опасных грузов, при пожарах на автотранспорте.

Право на руководство работами по ликвидации последствий принимает на себя первый прибывший на место ДТП руководитель подразделения ГИБДД, поисково-спасательной службы МЧС или службы скорой медицинской помощи. Он исполняет обязанности руководителя ликвидации последствий ДТП до прибытия руководителя, определенного законодательством Российской Федерации [1].

Решение руководителя ликвидации последствий ДТП является обязательным для всех, кто находится на месте ДТП, и подразделений, участвующих в ней.

К АСР при ликвидации последствий ДТП привлекаются спасательные группы из нескольких человек. В состав данной группы входят: командир группы, водитель, 1-2 спасателя, медицинский работник. Здесь следует помнить, что все участники спасательных групп должны быть подготовлены не только физически, но и психологически. [2].

Место выполнения АСР делится на три зоны:

  • Первая зона – находится в радиусе 5 метров – здесь могут находиться только спасатели, которые выполняют различные работы по оказанию помощи пострадавшим.
  • Вторая зона – находится в радиусе 10 метров – здесь могут находиться остальные члены группы, обеспечивающие готовность средств спасания к применению.
  • Третья зона – находится в радиусе более 10 метров -  здесь располагаются средства доставки персонала к месту ДТП, осветительные приборы, ограждения и т.д.

Перед тем, как приступить непосредственно к АСР, в первую очередь необходимо снизить или устранить воздействие вторичных поражающих факторов (тепловое воздействие пожара, химического заражения и т.д.) на спасателей, жертв ДТП, а также необходимо исключить действия, которые в дальнейшем могут привести к возникновению этих факторов (использование оборудования, находящегося под напряжением при разливе горючих жидкостей).

После проведения работ по устранению влияния поражающих факторов ДТП, в первую очередь проводятся работы для обеспечения доступа к пострадавшим с тяжелыми травмами, потому как их время жизни минимально, таким пострадавшим необходимо оказать первую помощь как можно скорее.

Для скорейшего обеспечения доступа к пострадавшим выбираются самые простые пути попадания в транспортное средство – удаление лобового стекла, снятие дверей с петель и т.д.

Производится наиболее полная разборка транспортного средства, попавшего в ДТП. Это способствует уменьшению большего травмирования пострадавшего при его извлечении.

Немедленное извлечение пострадавшего из автомобиля производится в случаях угрозы воздействия или воздействии вторичных поражающих факторов на пострадавшего и спасателей, а также при резком ухудшении состояния пострадавшего в поврежденном транспортном средстве [3].

Решение о незамедлительном извлечении пострадавшего принимается руководителем на основе заключения медицинских работников.

К первоочередном медицинским мероприятиям, соответствующим состоянию пострадавшего, относят:

— противошоковая терапия;

— обезболивание;

— остановки кровотечения и т.п.;

— фиксация положения пострадавшего при переломах, разрывах тканей и т.д. перед его извлечением из аварийного автомобиля и сохранение этого положения без в течение всего периода аварийно-спасательных работ до поступления пострадавшего в медицинское учреждение [4].

Таким образом, можно сказать, что АСР при ДТП проводятся с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью. Здесь важна не только быстрота действий спасателей, но и правильная последовательность необходимых операций. От качества проведения АСР в зонах ДТП зависит жизнь и здоровье людей. Для обеспечения эффективной работы необходим комплекс мероприятий, который включает в себя специальное техническое обеспечение, обеспечение средствами связи, а также координирование действий спасательных служб.

 

Список литературы:
1. Аксенов, С. Г. К вопросу о принятии управленческих решений при проведении аварийно-спасательных работ и тушении пожаров в городских условиях / С. Г. Аксенов // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность - 2019) : Материалы I Международной научно-практической конференции, Уфа, 10 апреля 2019 года. – Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2019. – С. 8-18.
2. Аксенов, С. Г. К вопросу о формировании физической и психологической готовности пожарного к работе в экстремальных условиях / С. Г. Аксенов, Г. Ю. Абрамович, Ф. К. Синагатуллин // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : Материалы XIV Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В 2-х томах, Уфа, 25–27 марта 2020 года. – Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2020. – С. 476-481.
3. В. А. Щербинин Основные принципы проведения аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2019. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-provedeniya-avariyno-spasatelnyh-rabot-pri-dorozhno-transportnyh-proisshestviyah (дата обращения: 12.05.2021).
4. Дурнев Роман Александрович, Афлятунов Тимур Ибрагимович, Артемова Мария Викторовна Аварийно-спасательные работы при дорожно-транспортных происшествиях: подход к обоснованию состава и содержания нормативов их выполнения // Технологии гражданской безопасности. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avariyno-spasatelnye-raboty-pri-dorozhno-transportnyh-proisshestviyah-podhod-k-obosnovaniyu-sostava-i-soderzhaniya-normativov-ih (дата обращения: 12.05.2021).