Сравнение общих положений основного закона об образовании Республики Беларусь и Российской Федерации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(150)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(150)
Сравнение общих положений основного закона об образовании Республики Беларусь и Российской Федерации
Аннотация. В данной статье рассматриваются и сравниваются общие положения Законов об образовании Российской Федерации и Республики Беларусь, с целью выявить, какой законодательный акт более полно подойдет для проекта Союзного государства.
Ключевые слова: законодательный акт, образование, Беларусь, Россия, компаративистский анализ, Союзное государство.
В контексте роста популярность идей о более тесной интеграции Беларуси и России в рамках Союзного государства и Евразийского союза, острым становится вопрос об установлении единого юридического поля для данных стран и привидение основных законов, в частности закон об образовании, под единый формат. Именно сущность формата является ключевой проблемой данного вопроса. Одним из путей к разрешению, которого является выбор в пользу уже существующего законодательного акта, что можно сделать в рамках сравнительного правоведения.
Данный компаративистский анализ нормативно-правовых актов затрагивает первую главу следующих законов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
- Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. (последнее дополнение 23 июля 2019 год№243-3
Глава I, статья 1-я кодекса об образовании Республики Беларусь (РБ). В данной статье поочередно дается определения основным терминам используемым в образовательной системе РБ, начиная от «воспитанника», заканчивая «целевой подготовкой специалистов», «рабочих, служащих». Это резко различается с первой статьей российского закона, где излагается предмет регулирования, другими словами синопсис данного нормативно-правового акта. Но уже во 2-й статье, вслед за кодексом РБ имеется перечисление основных понятий, которые используются в Федеральном законе (ФЗ). И в отличии от первого, в последнем терминов несколько больше, если в РБ их 22, то в РФ 34. Такая ситуация складывается из-за отсутствия у кодекса РБ понятий, которые затрагивают инклюзивное образование и если брать шире все индивидуальное, как например «индивидуальный учебный план», «адаптивная образовательная программа» и т.д. Помимо этого в законе РФ присутствует определения касающиеся педагогических работников и отношений в сфере образования, и самое главное конфликтных ситуаций, что к сожалению отсутствует в кодексе РБ.
Следующие сравнение по линии статьи 2 кодекса РБ и статьи 3 ФЗ РФ. Данные статьи декларируют основные принципы государственной политики в сфере образования. В данной статье имеются существенные расхождения, так в Беларуси помимо принципов, на которых основывается государственная политика, также существуют пункты, которые расшифровывают направления этой образовательной политики. Если их суммировать, то по итогу мы получаем 20 пунктов против 14 в Российской Федерации. В целом пункты имеют одинаковое значение, что в одной, что в другой стране провозглашается светский и гуманистический характер образования, интеграция с мировой системой образования. Однако есть и значимые различий. Так пункт 1.9 кодекса РБ говорит о государственно-общественном характере управления образованием, тогда как в РФ пункты 9, 10 и 12 провозглашают автономность, демократичность образовательных организаций и государственного-договорного регулирование образовательных организаций. Также в Российском законе имеются статьи 4 и 7, которые закрепляют право на получение образования исходя из склонностей индивида и его этнокультурных особенностей, чего нет в РБ. Зато у последних есть направления образовательной политики, их содержание раскрывают принципы и показывают куда они приведут.
Статьи 4 в обоих нормативно-правовых актов – регулирование правовых отношений. Здесь, даже пре беглом осмотре видно, что в РФ гораздо глубже разработан данный раздел. Там есть цель регулирования, задачи, распространённость действий законодательства, исключения, регулирование которых происходит с помощью специальных федеральных законов. Аналогичная статья РБ состоит только из 4-х пунктов, которая по своему содержанию является копией статьи №1 ФЗ РФ.
И последняя общая статья, которую можно подвергнуть компаративистскому анализу – Государственные гарантии в сфере образования. Такая статья кодекса Республики Беларусь является 3-й, а в законе Российской Федерации 5-й. В первом варианте мы имеем 7 пунктов, во втором 5. Тем не менее несмотря на различия в количестве, качественно данные статьи практически полностью аналогичны. В обоих нормативно-правовых актах декларируется права каждого гражданина обоих стран на бесплатное образование. В случаи РБ имеются уточнения в виде прав иностранных граждан, лиц с особенностями психофизического развития и образования в рамках Вооруженных Сил Республики Беларусь. Так же более детально расписано обеспечению декларируемых прав. Такое есть и в РФ, но там это выполнено в более размытом виде. Что объясняется наличием в ФЗ РФ еще трех статей, которые регулируют как раз-таки вопросы по обеспечению прав на образования и разграничивают обязанности федерального центра и субъекта.
Дальнейшие статьи, как было сказано ранее касаются федеральной сущности образовательной сферы в РФ, коей нет в РБ, поэтому их сравнение считаю неуместным и неплодотворным.
По итогу можно сказать, что в целом в ФЗ РФ используются более современные термины, которые затрагивают главные тренды мирового образования, а именно инклюзия и субъект-субъектные отношения в образовательных учреждениях, за счет включения тех терминов, которые затрагивают интересы педагогического состава. Тогда, как в Республике Беларусь имеются ориентиры для будущего развития сферы в виде направлений образовательного процесса и более детальной проработанности обеспечения реализации прав на образование, что на мой взгляд, является следствием унитарного характера белорусского государства, так как примерно такие же пункты по смыслу имеются в статьях ФЗ РФ касающихся отношений федеральных и местных органов власти. С другой стороны, в России регулирование отношения в сфере образования гораздо шире и детальнее чем в РБ.
Все вышесказанное подтверждает, что в РФ общие положения главного закона об образовании изменяются с течением времени и развитием образовательного сектора несколько быстрее, чем в Белоруссии. А число положений, представленных в законе РФ обширнее.
Таким образом, автор статьи считает, что при выборе законодательных выбор стоит сделать в пользу варианта из России.