Статья:

Системы мониторинга и управления на узлах связи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(150)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Зиатдинов А.Г., Городов Д.К. Системы мониторинга и управления на узлах связи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 14(150). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/150/90245 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Системы мониторинга и управления на узлах связи

Зиатдинов Артур Галимович
Академия Федеральной службы Охраны РФ, г. Орел
Городов Дмитрий Константинович
Академия Федеральной службы Охраны РФ, г. Орел

 

MONITORING AND CONTROL SYSTEMS AT COMMUNICATION NODES

 

Artur Ziatdinov

Academy of the Federal security service of the Russian Federation, Russia, Orel

Dmitry Gorrodov

Academy of the Federal security service of the Russian Federation, Russia, Orel

 

Аннотация. В статье рассматривается назначение, применение и основные функции систем мониторинга и управления на узлах связи. А также различные инструменты, использующие для мониторинга у управления сетями связи.

Abstract. The article discusses the purpose, application and main functions of monitoring and control systems at communication nodes. As well as various tools used for monitoring and managing communication networks.

 

Ключевые слова: узел связи, система мониторинга и управление, анализ сетей, встроенные системы диагностики и управления.

Keywords: communication node, system monitoring and management, network analysis, integrated diagnostic and control systems.

 

Для обеспечения работоспособности узла связи требуется создать систему, включающую в себя подсистемы передачи, компьютерные сети, и систему автоматизированного мониторинга.

Общая система мониторинга и управления должна контролировать работоспособность сети, оборудования формирования каналов и оконечного оборудования пользователей, а также поддерживать наличие или отсутствие технического обслуживания всех элементов в рабочем состоянии, информирование о приближении к критическим значениям и подачу сведений об уже случившихся проблемах и авариях. Если информация о проблеме не доходит к дежурным или приходит слишком поздно, то эффективные меры для предотвращения или решения проблемы не будут приняты.

Однако важно не только своевременная отправка оповещений о неисправности в узле связи, но и надёжность их получения дежурным.

Поэтому правильно спроектированная система мониторинга должна иметь возможность сравнить данные одного и того же типа на разных серверах системы и уметь сравнивать показанная текущих метрик с историческими (день назад, неделя назад, месяц назад и т.п.), чтобы понять, насколько текущие показатели отклоняются от стандартных.

Данные мониторинга следует использовать не только для анализа причин текущих аварий, но и для развития узла связи. Постоянный анализ увеличения нагрузки, посещаемости и взаимодействия систем позволит определить предел роста узла связи. На основе этих данных будет планироваться его дальнейшее развитие. А именно планы на разработку, изменение структуры системы и т.п.

Следовательно, мониторинг стоит использовать не только в случае аварии. Регулярный анализ собираемых показателей должен стать основой для регулярного обзора всей системы и оценки перспектив ее развития.

Различные инструменты, используемые для мониторинга и управления сетью связи, принято классифицировать на несколько категорий:

1) Системы управления сетью.

Это системы, осуществляют сбор информации о работе оборудования и устройств связи в сети. Данные системы управления сетью контролируют и анализируют ее, но еще осуществляют отключение и подключения портов устройств, настройку параметров моста, адресной таблицы, коммутаторов и другого оборудования

2) Средства управления системой.

Средства управления системой осуществляют выполнение задач, аналогично прошлым рассмотренным системам, но связаны с другими объектами. В одном случае объектом управления являются программное и аппаратное обеспечение компьютеров сети, а в другом случае этими объектами будут устройства связи.

3) Внутренние системы управления и диагностики.

Эти инструменты реализованы в виде программных и аппаратных модулей, установленных в различном коммуникационном оборудовании, а также программных модулей, встроенных в операционную систему.

4) Анализаторы протоколов (Protocol analyzers).

Это системы, использующие единственную функцию мониторинга и анализа сетевого трафика.

Одним из самых распространенных протоколов управления сетью считается SNMP (Simple Network Management Protocol), который поддерживается сотнями производителями. Основные преимущества рассмотренного протокола - удобство использования, простота протокола и его надежность. 

Internet of things (IoT) контроллеры предназначены для удалённого мониторинга параметров шкафов с оборудованием, серверных помещений и центров обработки данных.

Функции контроллера позволяют управлять и контролировать параметры оборудования в труднодоступных и удаленных узлах связи, на базовых станциях операторов сотовой связи, в банкоматах, а также отслеживать сигналы датчиков открытия двери, датчиков вибрации и других датчиков сигнализации.

Применение этих котроллеров позволяет грамотно организовать работу различных систем, экономит денежные затраты и помогает обеспечивать бесперебойную работу.

В настоящее время системе мониторинга и управления выделяется очень важная роль независимо от области её применения.

Частые сбои или длительные простои сети могут привести к полной потере работоспособности системы. Поэтому для того чтобы повысить скорость восстановления нормальной работы сети связи, требуется осуществить мониторинг сети.

 

Список литературы:
1. Олифер В.Г., Олифер Н.А.. Средства анализа и оптимизации сетевых узлов СПб.: Питер, 2008. – 658 с.:
2. Апрышкина А.Г. Мониторинг в корпоративных сетях // КомпьютерПресс. – № 7. – 2001
3. Рождествина, А.А. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации/А.А. Рождествина-М: КноРус,2013. - 376 c.
4. Глудкин А.А. Всеобщее управление качеством. 1999, С 84
5. Величко В.В. Г.П. Катунин, В.П. Шувалов «Основы инфокоммуникационных технологий»: М; Горячая Линия – Телеком.,2008г.