Развитие творческой инициативы у младших школьников на уроках литературного чтения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(146)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(146)
Развитие творческой инициативы у младших школьников на уроках литературного чтения
Аннотация. В статье рассмотрен процесс развития творческой инициативы у младших школьников, а также средства для повышения той же творческой инициативы, используемые на уроках литературного чтения. Выявлены психолого-педагогические уровни развития творческой инициативы. Доказана необходимость рассмотрения и изучения данного аспекта как одного из главных в жизни обучающихся младшего школьного возраста. Предложены способы, позволяющие повышать уровень творческой инициативы, именно при изучении сказок.
Ключевые слова: творчество, инициатива, воображение, творческая инициатива.
В обществе стабильно существует потребность в личностях, которые во всем пытаются проявить творческий подход, способных нестандартно мыслить и искать неординарные пути решения в поставленных перед ними проблем.
Перед современной школой стоит одна из важнейших задач: изменить процесс обучения так, чтобы обучающиеся в начальной школе развивали в себе не только интеллектуальные, но и творческие задатки, а именно: воображение, мышление, инициативность.
Перед педагогами ставится следующая задача – спланировать свою деятельность так, чтобы творческие способности детей перерастали в целостное и правильное выражение действительности на основании равносильных знаний и умений.
Поставленная задача решается на многих школьных предметах, но наиболее эффективный результат ее решения получится, если всевозможные меры для решения проводить на уроках литературного чтения.
Актуальность выбранной нами проблемы, которая заключается в развитии творческой инициативы у младших школьников, обосновывается в исследованиях известного психолога Л.С. Выготского. Он утверждал, что развитие воображения, грамотности речи и мышления способствует успеху в учебе ребенка и определяет самосовершенствование личности.
Гипотеза: предположим, что работа со сказками, правильно подобранные диагностики, игры и задания, помогут повысить уровень творческой инициативы.
Цель исследования – изучить организацию процесса работы над жанром сказки и его использование на уроках чтения для развития творческой инициативы у младших школьников.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать процесс развития творческой инициативы, а конкретно, на уроках чтения при помощи работы со сказками.
2. Выявить основные этапы в деятельности педагога, заключающейся в организации и преобразовании учебного процесса.
Воображение – основа творчества и инициативы.
Инициатива (согласно словарю Ожегова) – это «почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости»
Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Исследуемая способность личности к развитию деятельность по своей инициативе – комплексная единица творческого потенциала обучающегося.
Уровни творческой инициативы:
1 уровень - ребенок многократно воспроизводит понравившиеся условные игровые действия.
2 уровень - учащийся имеет начальный замысел, называет роль; изменяет игровую обстановку
3 уровень - ребенок имеет разнообразные игровые замыслы; комбинирует разные сюжетные эпизоды в новый сюжет.
При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к различным сферам можно использовать в качестве средства развития творческой инициативы обучающихся.
Известно, что в младшем возрасте следует знакомиться с произведениями, развивающими любознательность, воображение, грамотность речи, внимательность, а также, помогающие в управлении выражения эмоций. Язык сказок легок для понимания младшими школьниками.
Делаем вывод, что сказка помогает развиваться в ребенке многим нравственным качествам и психологическим процессам. Сказка выражает нравственные проблемы и учить правильно их устранять. Действующие лица в сказках обладают четко выраженной ориентацией, что является важным условием выбора детского совета, чтобы отличить добро от зла. Сказка одно из средств, способствующее развития фантазии, воображения у детей. [8]
Мы рекомендуем начинать работу со сказкой в раннем возрасте с пересказа. Далее учиться составлять серийную модель. Далее осваивать двигательное моделирование. Также уместно использовать метод представления содержания в соответствии с принципом противоположностей.
Современные исследователи жанра сказки выделяют особый вид работ - сказочную терапию. Он заключается в том, чтобы погрузить ребенка в сказочную атмосферу, что дает ему возможность менять ход истории, фантазировать и сочинять события. [9]
Завершая исследование, можно прийти к выводу, что нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка - это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить воображение и творческую инициативу ребенка.