Статья:

Пожарная опасность МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(143)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Галянкин А.А. Пожарная опасность МБОУ ДОД «Центр детского творчества» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 7(143). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/143/87618 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Пожарная опасность МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

Галянкин Аркадий Александрович
магистрант, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
научный руководитель, д-р экон. наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Любое структурное подразделение должно иметь систему обеспечения пожарной безопасности, цель создания которой – предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. По статистическим данным видно, что пожары в образовательных учреждениях– нередкое явление.  За 2020 год на территории Кугарчинский район Республики Башкортостан произошло 100 пожаров, на пожарах погибло 5 человек, травмы различной степени тяжести получил 7 человека, в том числе из них 3 несовершеннолетних детей.

Центры детского творчества (ЦДТ) представляют один из наиболее массовых типов в системе детских внешкольных учреждений дополнительного образования, получивший распространение в последнее десятилетие под влиянием изменений, происшедших в социально-экономической и политической жизни страны. Существующие ЦДТ (как и их исторический прототип) являются многопрофильными учреждениями, включенными в общую систему учреждений дополнительного образования.

Приведем данные о пожарной нагрузке МБОУ ДОД «Центр детского творчества».

Подвальное помещение состоит из общего помещения без перегородок, имеется два выхода, непосредственно наружу. Пожарной нагрузки нет.

На первом этаже расположены: 10 кабинетов, раздевалка, сан. узел, туалет, помещения музея, комната охраны, помещение электрощитовой.

На втором этаже расположены кабинеты телестудии, учебные классы, сан. Узел.  Пожарная нагрузка в основном находится в пределах 10-40 кг/м2. В основном это мебель, оборудование, находящееся в помещениях, горючие материалы наружной и внутренней строительной отделки помещений. Огонь распространяется со скоростью 0,6-1,0 м/мин. В некоторых помещениях (кладовые, склады, залы и т.д.) пожарная нагрузка, как и скорость распространения огня, может быть значительно больше [1].

В здании имеется охранно-пожарная сигнализация, оборудовано пожарной сигнализацией – ВЭРС, громкая связь - имеется, системы видеонаблюдения – кнопки тревожной сигнализации (Контроль состояния шлейфа пожарной сигнализации (ШС) с установленными в него пожарными извещателями, выдача с помощью реле извещений ПОЖАР/НЕИСПРАВНОСТЬ/ВНИМАНИЕ) с передачей оповещения по системе РСПИ «Струна-5» в ПСЧ. Мраково и с выводом сигнала в помещение охранника. Автоматическое извещение отсутствует, автоматическая система пожаротушения отсутствует, системы противодымной защиты нет [2].

Рассмотрим наиболее возможную причину возникновения пожара

Неисправность электрооборудования (в том числе замыкание электропроводов). Одним из наиболее вероятных и пожароопасных мест возникновения пожара в здании является кабинет телестудии на втором этаже. Очагом места пожара будет являться непосредственно электрооборудование, расположенное в кабинете, дальнейшее распространение возможно по всей площади помещения с выходом в соседние помещения. При развитии пожара угроза от воздействия опасных факторов пожара будет увеличиваться, возможно, обрушение строительных конструкций потолка, плотное задымление путей эвакуации, а также помещений, прилегающих к очагу пожара. По справочным данным линейная скорость распространения горения, составляет 1 м/ мин.

Возникновение пожара возможно:

– в помещениях музея, склад хранения инвентаря;

– в кабинетах, электрощитовой;

–вследствие перегрузок, коротких замыканий электропроводки, неосторожное обращение с огнем и других причин.

Пожар в здании может распространяться с этажа на этаж через проемы перекрытий в местах прохода различных коммуникаций: водопровода, канализации, электрокабелей, вентиляции. Через 15—20 мин от начала пожа­ра огонь может распространиться вверх через оконные и дверные проемы перейти на чердак. В случае прогорания дверей пожар распространится в коридор. Отделка коридора негорючая.

Места возможных обрушений строительных конструкций.

При длительном развитии пожара может произойти обрушение перекрытий над местом возникновения пожара.

Возможные зоны задымления и прогнозируемая концентрация продуктов горения.

– кабинеты, классы, подсобные помещения;

– лестничные клетки;

– коридоры.

Известно, что пожарная загрузка помещения класса составляет 40 кг/м².  Количество выделяемых продуктов сгорания твердых горючих материалов составляет 5 м³/кг, площадь пожара составляет 70 м².

Рассчитаем общую массу пожарной загрузки:

                                                                                                               (1)

где S – площадь участка с пожарной нагрузкой,

G ­­– удельная пожарная нагрузка.

М=20⋅70=1400 кг.

Количество выделенных продуктов сгорания:

                                                                                                                (2)

где R – количество выделяемых продуктов.

N=1400⋅5=70000 (м³)

При разведке пожара РТП опреде­ляет: количество людей кратчайшие и наиболее безопасные пути эвакуации и уг­розу от огня и дыма; началась ли эвакуация людей и как она прохо­дит; сколько человек из обслуживаю­щего персонала можно использо­вать для эвакуации.

В процессе разведки пожара РТП определяет состояние путей эва­куации и при необходимости вводит стволы от автоцистерны и внут­ренних пожарных кранов на их защиту. При этом особое внимание уделяют удалению дыма из поме­щений, коридоров и лестничных кле­ток путем вскрытия окон. Двери из задымленных лестничных клеток и коридоров, ведущие в отделения и другие помещения, где на­ходятся люди, необходимо плотно за­крывать.

Эвакуацию людей осу­ществляют по заранее разработан­ным планам эвакуации. При возник­новении пожара людей эвакуируют по группам под руковод­ством обслуживающего персонала. Поэтому по прибы­тии на пожар РТП должен немед­ленно оказать помощь в планомерной и быстрой эвакуации учащихся. Основными путями эвакуации людей являются лестничные клетки.

Ино­гда для вывода людей из задымлен­ных помещений в безопасное место используют не задымленные помещения, расположенные в противополож­ной части здания, с последующим их выводом из здания. Из горящих и от­резанных дымом помещений людей пожарные спасают через окна по пожарным лест­ницам. При спасании людей по пожарным лест­ницам необходимо помнить, что детей и пожарные должны выносить на руках или, закрепившись на пожарной лестнице, передавать их из рук в руки [3].

После эвакуации всех учащихся рас­пределяют по группам, проверяют по спискам и размещают, особенно в зимний период, в бли­жайших теплых помещениях, которые предусматривают заранее и указы­вают в оперативных карточках и пла­нах эвакуации.

Тушение пожара в школьных учреждениях. Одновременно с организацией эвакуации людей и защитой путей эвакуации обеспечивают ввод ство­лов на основных путях распространения огня и в очаг пожара. Для тушения пожара применяют воду, вод­ные растворы смачивателей и воздушно – механическую пену средней кратности. Для подачи воды при ту­шении пожаров, как правило, исполь­зуют стволы PC-50 и РСК-50, а при развившихся пожарах в отделениях подают стволы PC-70 [4].

Таким образом, главными задачами и целями обеспечения пожарной безопасности в центре детского творчества являются максимальное снижение опасности возникновения пожара, а в случае его появления – оперативная эвакуация людей и имущества, тушении и ликвидации негативных последствий.

 

Список литературы:
1. Алексеев М.В. Пожарная профилактика в технологических процессах: Пособие/ М.В. Алексеев, В.М. Смирнов. – М.: Издательство Министерства коммунального хозяйства РСФСР, 2010. - 291 с.
2. Корольченко, А.Я. Категорирование помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности / А.Я. Корольченко, Д.О. Загорский - М.: «Пожнаука», 2012.
3. Смирнов, С.Н. Противопожарная безопасность / С.Н. Смирнов. — М.: ДиС, 2017 год, 140 стр.
4. Соломин, В.П. Пожарная безопасность: Учебник для студентов высшего профессионального образования / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, О.Н. Русак; Под ред. Л.А. Михайлов. — М.: ИЦ Академия, 2016. — 224 c.