Механизм и возможности расширения ЕС
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)
Механизм и возможности расширения ЕС
Уникальный предмет международного права-Европейский союз (ЕС) - интересен для исследования с разных точек зрения. ЕС - это экономическое и политическое партнерство, которое сегодня представляет собой уникальную форму сотрудничества между 28 государствами-членами [Archik, Vincent, 2014]. В последние годы особенно остро встали вопросы, связанные с его расширением. Расширение ЕС можно обсуждать с точки зрения выявления его целей, его исторического значения, с точки зрения его позитивного влияния и негативные последствия как для членов ЕС, так и для других стран, международных организаций, для международного сообщества в целом.
Одним из аспектов этой проблемы в широком смысле является механизм образования новых государств Члены ЕС. Интерес к этому вопросу может быть обусловлен, во-первых, тем фактом, что процесс принятия новых членов отнюдь не является чем-то само собой разумеющимся, он она не статична, она динамична по своей природе, она приобретает новые черты, ее изменения идут вместе с изменениями самой организации. Изучение этого процесса имеет прямое практическое значение: оно помогает определить конкретные нормы и правила, которые могут быть приняты во внимание государствами, желающими стать Члены ЕС, незнание этих правил может отложить членство в ЕС на неопределенный срок или даже сделать его практически невозможным. Во-вторых, на весь процесс приема новых государств-членов большое влияние оказывают одновременно два аспекта-политический и юридический, и следует иметь в виду, что проблемы, существующие на стыке политики и права, никогда не имеют подобного значения и, как правило, освещаются в литературе фрагментарно или односторонне или не освещаются вовсе и поэтому заслуживают тщательного анализа.
Определение проблем и перспектив, с которыми сталкиваются конкретные государства при вступлении в ЕС, ставит перед ними ряд задач. Начнем с того, что отсутствие отправной точки, а именно-стандартного и доктринального определения процедуры приема в ЕС нуждается в преодолении разрыва, механизме прием в члены ЕС грубо регламентирован статьей 49 Договора о Европейском союзе. Союз (известный также как Маастрихтский договор) и состоит из ряда последовательных этапов, которые, однако, прямо не названы в договоре и, следовательно, не проливаются на него света. Тем не менее определить их можно путем толкования правовых норм международного права, а также путем использования существующей практики. С нашей точки зрения, этому термину следует дать следующее определение – механизм приема в ЕС представляет собой комплекс последовательно проходящих этапов за ним следуют все государства, желающие вступить в ЕС.
Во-вторых, для получения целостного представления о предмете исследования необходимо определить особенности европейской интеграции, которые позволили бы определить основные тенденции этого процесса. Это можно было бы сделать, проанализировав шесть этапов расширения ЕС. Этапы расширения ЕС с точки зрения целей, критериев и условий приема новых членов, экономического развития стран, входящих в Европейский Союз, позволяют выделить следующие признаки европейской интеграции [Орлова, Кухнина, 2014, 168].
1. интеграционные процессы считаются сложными, многоцелевыми и комплексными, так как в процессе реализации интеграционных идей европейскими государствами одновременно решаются некоторые старые или вновь возникшие проблемы в их взаимоотношениях в сфере политики или других сферах;
2. прогрессивный и последовательный характер развития идеи интеграции и процесса ее реализации;
Государство, желающее быть принятым в ЕС, должно соответствовать требованиям, установленным статьей 49 ЕС. Договор также соответствует критериям членства, принятым на саммите ЕС в Копенгагене в 1993 году, а именно географическим, политическим и экономическим. Эти критерии членства в ЕС требуют, чтобы кандидаты достигли "стабильности институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, права человека и уважение и защиту меньшинств, наличие функционирующей рыночной экономики, а также способность справляться с конкурентным давлением и рыночными силами внутри ЕС".
Потенциальными кандидатами на вступление в ЕС являются Албания, Босния и Герцеговина и Косово. Эти страны восточных Балканских гор получат официальный статус государств-кандидатов только в том случае, если они будут к этому готовы. Эти страны вовлечены в так называемый процесс стабилизация и Ассоциация, направленные на оказание помощи этим государствам в их продвижении к вступлению в ЕС. Большинство аналитиков считают, что, скорее всего, пройдет много лет, прежде чем какая-либо из этих стран будет готова вступить в ЕС. В настоящее время статус кандидата на вступление в ЕС имеют 5 государств: Исландия, Турция, Македония, Черногория и Сербия. Государство становится официальным кандидатом на прием, когда "страна готова к этому, это не обязательно должно означать, что официальные переговоры с этой конкретной страной уже начались" . Исландия имела все шансы последовать за Хорватией (которая стала полноправным членом ЕС 1 января Июль 2013 г.), Несмотря на проблемы с правовой системой и в сфере финансового надзора. Его законодательство находится в полном соответствии с законодательством ЕС. Но недавние национальные выборы в Исландии в Апрель 2013 года, когда избиратели вернули к власти правоцентристское правительство, в значительной степени выступавшее против членства в ЕС, поставил под сомнение будущие перспективы Исландии в ЕС.
Вступление в ЕС Македонии, имеющей статус государства-кандидата с 2005 года, является заблокирован Грецией, требующей, чтобы Македония изменила свое конституционное название. Переговоры о вступлении Македонии в ЕС еще не начались. Политический кризис в Македонии в 2013 году усилил опасения ЕС по поводу демократического прогресса страны и, по-видимому, способствовал задержке начала переговоров о вступлении с Македонией.