Статья:

К вопросу о скандинавском язычестве и верованиях викингов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(125)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Полященко А.П. К вопросу о скандинавском язычестве и верованиях викингов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 32(125). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/125/77964 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о скандинавском язычестве и верованиях викингов

Полященко Андрей Павлович
магистрант, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

Язычество Скандинавии очень популярная тема в настоящее время, у которой есть проблемы, в частности с единым мнением о структуре верования.

Скандинавское язычество – это религиозная система, которая существовала у древнегерманских, древнескандинавских племен. Как и в любой политеистической религии, в скандинавском язычестве существовал пантеон богов. Пантеон включает в себя две группы богов: асов и ванов. Первые – это основные мужские и женские божества во главе с верховным богом Одином. Вторые – боги и богини плодородия, считающиеся более древними, чем асы, но уступившие им свое главенство в ходе войн. Некоторые боги перешли к асам от ванов и наоборот.

Скандинавское царство духовных и божественных существ включает в себя множество богов, монстров и других странных и могущественных существ. Эти существа исследуются как полу-современниками в сочинениях саг и Эдд, таких как прозаическая Эдда Снорри Стурлусона и собрание сочинений поэтической Эдды, так и многими более современными исследователями, включая Нила Прайса, Х. Р. Эллиса Дэвидсона и других. Большинство знаний о скандинавском язычестве происходит из христианизированного мышления, и поэтому оно часто подвержено религиозным предубеждениям. Современный германский ученый, миссионер и скандинавский путешественник Адам из Бремена назвал язычников эпохи викингов "некоторыми очень свирепыми народами" и подробно описал их варварские жертвенные обычаи. Однако прозаическая Эдда Снорри - это очень всеобъемлющее описание мифов и историй, идущих от сотворения мира до расплаты. Хотя первоначально он был написан для того, чтобы служить своего рода «поэтическим путеводителем» по сохранению прежних театральных устных традиций [7, с.10], тем не менее считается наиболее полным источником по скандинавскому язычеству, существующим сегодня. Хотя Снорри жил в XIII веке и, несомненно, был христианином, тот факт, что прозаическая Эдда была написана на древнескандинавском языке и отражала стили, сходные с устными традициями, был одновременно показателен и принят богатой культурной гордостью, присутствовавшей в Исландии в то время [7, с.12]. Работа Снорри свидетельствует о взаимных взаимодействиях между христианством и язычеством, которые имели место как в эпоху викингов, так и в его собственное время. Поэтому можно с уверенностью предположить, что источники по скандинавской мифологии заимствованы из давних языческих культурных традиций, но с заметным христианским уклоном.

Скандинавское язычество было наполнено богами, героями и существами, которые пронизывали все уровни физического и духовного существования. Хотя некоторые фигуры почитались более регулярно, чем другие, похоже, что все они имели одинаковый уровень значимости в мифах и часто появлялись в языческих историях и заклинаниях. В начале было два существа, рожденных от столкновения огня и льда в Великой пустоте, известной как Гиннунгагап: Имир - ледяной великан, отец всех йотнаров (гигантов) и Аудумла, первобытная корова [5, с.38]. Имир питался молоком Аудумлы, и она слизывала соленый лед с замерзшего человека по имени Бури, который позже стал отцом Бора, чей сын Одинн Альфедр был главным богом викингов [4, с.4]. Через некоторое время Одинн и его братья устали от злого ледяного великана Имира и убили его, создав мир и некоторых его созданий из его тела [7, с.15-17]. Эта история описывает рождение богов и рассвет смертного мира, однако в скандинавской космологии существовали и другие планы.

Мировое Древо Иггдрасиль было огромным ясенем, которое объединяло девять миров Вселенной и корни которого уходили в три главных царства: Нифльхейм, Мидгард и Асгард. Нижний или самый южный уровень Иггдрасиля - это Нифльхейм, Земля мертвых, которая содержала два из девяти миров, а также источник Хвергельмира. Хельхеймром управляла богиня Хель, дочь бога Локи, и охранял его великий окровавленный пес Гарм; Муспельхейм был домом для демонов и огненных гигантов, включая великана Суртра, который ждет со своим пылающим мечом, чтобы восстать против Богов в конце мира; Источник Хвергельмира поливал мировое дерево, но его охранял дракон Нидхегг, который грыз корень Иггдрасиля [5, с.39].

На среднем уровне располагались земли Мидгард, Ётунхейм, Свартальфахейм и Нидавеллир, а также источник Мимира. Мидгард считался массивным диском, построенным Одином для человечества и укрепленным против ётнара массивным частоколом из бровей Имира, который был соединен с миром богов большим радужным мостом, известным как Бифрест[6, с.48]. Также на этом уровне находился Ётунхейм, дом ледяных великанов; Свартальфхейм, где жили темные эльфы; и Нидавеллир, королевство гномов [5, с.39]. Мидгард плавал по водам источника Мимира, который находился в Ётунхейме, где когда-то был Гиннунгагап, и который был точкой другого корня Иггдрасиля, источника всей мудрости, защищенного гигантским Мимиром [7, с.24]. Мидгард был окружен мировым змеем Йормунгандром, который, наряду со страшным волком Фенрисом, является злым отпрыском Локи, врагом богаТора, и который обитает на дне океана, обернутого вокруг мира и кусающего свой собственный [4, с.33].

Верхний уровень вселенной - это место, где живут и правят космосом три царства самых божественных существ. Также на этом уровне находился колодец Урд, где покоился последний корень Иггдрасиля. За этим корнем ухаживали три старые женщины, называемые Норнами, которые определяли судьбы и личности всех существ, включая самих богов [7, с.26]. Многие мифические существа населяли эти верхние царства Иггдрасиля. Светлые эльфы, феи и другие магические существа такого рода обитали в Альфхеймре. Старшие боги плодородия и видения будущего, включая Фрейра и его сестру Фрейю, были известны как Ваны и жили в Ванахейме. Наконец, был Асгард, который был крепостью асов, соединенной с Мидгардом через Бифрест[5, с.39]. Асы были господствующими богами, которые контролировали силы природы в мире и которые включали Одинна Альфедра (Всеотца), а также Тора, Бальдра, Хеймдалля,Тюр, Фригги, Сиф и (иногда) Локи обманщика, среди других [1, с.40]. Как предводитель богов, Одинн пользовался среди викингов почти внушающим страх почтением. Он был «богом битвы, богом коварства, богом смерти» [6, с.60] и обладал волшебным копьем по имени Гунгир; ездил верхом на восьминогом коне по имени Слейпнир; имел двух верных воронов-шпионов, Хугинна и Мунинна; и выколол себе глаз, чтобы пить из источника Мимира и приобрести знания для себя [1, с.42]. Тем временем к Тору, обладателю молотка Мьёльнир, относились с гораздо большей любовью. Он считался богом простого человека, который был невероятно силен, поскольку он убил много великанов и троллей, которые пытались подвергнуть опасности богов, и с юмором восприимчив к их трюкам. Его часто призывали защищать моряков от штормов, давать обильные урожаи или останавливать болезни и голод [8, с.199]. Эти асы, как и ряд Ванов, составляли ядро пантеона скандинавского язычества и были предметом многих мифов, историй, легенд и уроков, которые определяли культурное развитие скандинавов, и которые проявляются в надписях и изображениях рунических камней эпохи викингов.

Предсказанный конец девяти царств и всех их обитателей известен как Рагнарек. Это языческий эквивалент христианского откровения. В этом будущем событии боги и смертные участвуют в предопределенной серии событий, которые достигают кульминации в Апокалипсисе, который приводит к смерти всех, включая богов. Рагнарек начнется с трех лет братоубийства и войны в течение долгой зимы, известной как Фимбульветр, где снег и лед дуют во всех направлениях и не светит солнечный свет [7, с.71]. Затем Гарм в Хельхейме завопит, и страшный волк Фенрис сожрет Одина, Йормунгандр, Мировой Змей, поднимется из океана и извергнет яд на сушу, прежде чем убить и быть убитым в эпической борьбе с Тором [2, с.272-273]. Локи поведет войско великанов и поведет корабль, называемый Нагльфар, сделанный из гвоздей мертвых, чтобы напасть на богов, в то время как Суртр проведет армии Муспельхейма через Бифрест, заставляя его ломаться под их весом [1, с.64]. Наконец, Хеймдалль и Локи убивают друг друга в единоборстве, а Суртр убивает безоружного Фрейра, прежде чем поглотить все в огне [6, с.51; 8, с.123]. Этот конец, хотя и трагический, в конечном счете приведет к возрождению мира и богов, если он когда-либо произойдет.

По отношению к скандинавским руническим камням наиболее заметной скандинавской мифологической фигурой является Тор. Тор упоминается в многочисленных рунических надписях, возможно, как средство благословения или освящения памяти человека, для которого был воздвигнут камень. В других случаях были вырезаны изображения магического молота Мьельнира, вероятно, как средство вызова Тора. Стоит отметить, что Тор - единственный языческий бог, названный на скандинавских рунических камнях. Несмотря на его тесную связь с рунами, Одинн никогда не упоминается по имени ни на одном руническом камне, найденном на сегодняшний день. Однако есть случаи, когда он упоминается метафорически, например, в случае с солодовым камнем, который может относиться к нему, а также к Богу Тюру, используя эпитеты и поэтические названия.

Резюмируя, следует отметить, что скандинавская мифология – большой, красочный и одновременно жестокий мир, насыщенный приключениями и подвигами. Этот мир требует безусловного изучения и научного анализа, поскольку позволяет воссоздать уровень духовного и культурного развития викингов.

 

Список литературы:
1. Аллан Т. Викинги: жизнь, мифы и искусство / Т. Аллан. – Нью-Йорк: Книги Барнса и Нобла, 2004 – 144 с.
2. Брондстед Й. Викинги / Й. Брондстед. - Хармондсворт: Книги Пингвина, 1983 – 380 с.
3. Гербер Х.А. Норвежцы: мифы и легенды / Х.А. Гербер. -Нью-Йорк: Книги Авенеля, 1986 -396 с.
4. Кроссли - Холланд, К. Скандинавские мифы: Боги викингов / К.  Кроссли – Холланд. - Хармондсворт: Книги Пингвина, 1985 – 385 с. 
5. Кэнвелл Д. Викинги / Д. Кэнвелл. - Рамсбери: Кровуд, 2003 – 264 с.
6. Магнуссон М., Форман В. Молот Севера / М. Магнуссон, В. Форман. –Нью-Йорк: Патнэм, 1976 – 128 с.
7. Стурлусон С. Прозаическая Эдда / С. Стурлусон. - Лондон: Пингвин, 2005 – 224 с.
8. Эллис-Дэвидсон, Х.Р. Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии / Х.Р. Эллис – Дэвидсон. -Сиракузы: Сиракузский университет, 1988 – 288 с.