Роль ОБСЕ в урегулировании конфликта в Приднестровье
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)
Роль ОБСЕ в урегулировании конфликта в Приднестровье
Аннотация. В статье рассмотрена роль ОБСЕ в урегулировании конфликта в Приднестровье. Были изучены причины конфликта, положительные и отрицательные итоги деятельности ОБСЕ. Методология исследования – анализ научных публикаций по заданной проблематике, а также исследование, наблюдение, синтез и сопоставление исторических фактов.
Ключевые слова: ОБСЕ, постсоветское пространство, Приднестровье, приднестровский конфликт, урегулирование конфликтов.
Приднестровский конфликт – один из острых военных столкновений на постсоветском пространстве. После распада СССР в 1991 году появилось несколько локальных очагов столкновения интересов, отличающихся сепаратистскими настроениями и желанием стать независимым государством постсоветского пространства, одной из таких локаций стала молдавская территория Приднестровье.
Прежде чем перейти к исследованию темы необходимо указать причины возникновения Приднестровского конфликта, а также его нынешнее положение. Говоря кратко, стоит отметить, что в последнее десятилетие существование СССР в Молдавской ССР начали возникать националистические настроения, основывающиеся на независимости Молдавии, приоритете молдавского языка, гонений русского населения «за Днестр» или даже её воссоединении с Румынией [5]. Приднестровская область имела, наоборот, пророссийские настроениe [6], откуда и возник конфликт интересов, а впоследствии обострение противоречий в 1989 году, в 1991-1992 гг. вооружённое столкновение и последующее объявлении независимой ПМР (Приднестровская Молдавская Республика) со столицей в Тирасполе [3].
Сегодня конфликт считается «замороженным». В урегулировании конфликта в Приднестровье участвует ряд международных акторов и международных организаций, в том числе и сама Молдова. В 1992 году попытки урегулировать конфликта предприняла Россия, введя свои миротворческие силы и предложив себя в роли посредника по урегулированию конфликта. С 1993 года особую роль стала играть миссия СБСЕ (ОБСЕ), а с 1995 года присоединилась Украина, обеспокоенная внутренней нестабильностью государства-соседа [8].
ОБСЕ – европейская организация, занимающаяся урегулированием конфликтов, в том числе и на постсоветском пространстве, не осталась в стороне от попыток урегулировать Приднестровский конфликт. Стоит отметить, что первоначально была учреждена миссия СБСЕ, а потом уже ОБСЕ. Практически с самого начала военных столкновений, а именно в 1993 года, Организация принимает активное участие в конфликте с точки зрения миротворческих операций, наблюдателей и посредников между Приднестровьем и Молдовой. Хотелось бы выделить основные положительные и отрицательные моменты почти 30-летнего присутствия ОБСЕ в урегулировании данного конфликта[4].
В первую очередь, необходимо выделить вопрос относительно языков, который являлся одним из ключевых. ОБСЕ для урегулирования данного вопроса имела мнение, что распространение молдавского и румынского языков и сокращение русского является своего рода угнетением русскоязычного населения, проживающего на территории Молдовы, что могло негативно сказаться на внутриполитической ситуации [10]. Во-первых, это было чревато миграции русскоязычного молдавского населения в регионы, где русский язык не угнетается местным населением, а, во-вторых, волнениями в Приднестровской пророссийской республике, что значительно ухудшило бы отношения между Кишинёвом и Тирасполем [1].
Подобное мнение и позиция ОБСЕ сыграли значительную роль в стабилизации ситуации в регионе, языковые законы были пересмотрены, а обязательные экзамену по молдавскому языку были лишь для определённых лиц, которые желали работать в государственных учреждениях и структурах [2].
Вторым важнейшим событием, которое произошло благодаря усилиям ОБСЕ, стал пересмотр вопроса об «историческом воссоединении Молдовы с Румынией». Комиссия Организации порекомендовала провести опрос общественного мнения относительно вопроса территориальной целостности и государственного суверенитета Молдавии, которого она могла лишиться в случае объединения с Румынией. Именно желание примкнуть к Румынии вызвало острые сепаратистские настроения в Приднестровье, что стало результатом её отсоединения от Молдовы [11].
Среди негативно повлиявших или невыполненных попыток ОБСЕ в урегулировании Приднестровского конфликта, первоначально стоит выделить, попытки урегулирования вопроса о статусе Приднестровья. ОБСЕ полагала, что ПМР не может существовать в рамках целостного и независимого государства по ряду причин, более того, если ПМР и заявит о своей независимости, ей не стоит рассчитывать на международное признание или создание конфедерации в Молдове по аналогу Швейцарии [7]. ОБСЕ предлагала решить конфликта путём дачи Приднестровью ряда функций, которые будут увеличивать её независимость в составе Молдовы, своего рода автономию. Это давало Приднестровью право в случае воссоединения Молдовы с Румынией отсоединиться от Молдовы и предопределить свою судьбу самостоятельно, учитывая право молдавского приднестровского народа на самоопределение.
В итоге было решено, что предоставление Приднестровью особого статуса – это путь к мирному решению конфликта и сохранению территориальной целостности Молдовы. Однако это не было реализовано в силу острых противоречий двух конфликтующих сторон.
Современным провалом миссии ОБСЕ в Приднестровье можно назвать её обеспокоенность частыми учениями приднестровской армии и российского военного контингента. Особенно после 2014 года роль ОБСЕ постепенно начала сводиться к минимум, так как ни раз демонстрировала свою неспособность к эффективным действиям в ситуациях быстрого реагирования [9].
По данным молдавского военного эксперта Р. Василой, в 2016 г. в Приднестровье было проведено всего 48 учений, в апрель 2020 г. – уже 182 мероприятия, из которых 65 – классические военные учения. Все учения проходят под командованием Западного военного округа РФ, где сравнительно недавно проводились жёсткие проверки и подготовки. Эксперт также высказывает точку зрения, что данные усилия могут предприниматься в силу создания военного коридора через Черное и Азовское море по территориям оккупированного Донбасса, Крыма и Приднестровья.
Подводя общий итог всему выше сказанному, стоит отметить, что в целом миссия ОБСЕ имела значительное влияние на ход Приднестровского конфликта в сфере выяснения языкового и территориального вопроса. К сожалению, как нам удалось отметить в последние несколько лет миссия ОБСЕ на территории Приднестровской Республике значительно снизилась и перестала быть такой эффективной, как была, например, в 1990-е годы. Вероятно, это связано с тем, что конфликты становятся всё острее, труднее, запутаннее, постоянно модернизируются, а международное сообщество не успевает разрабатывать перечни целей и задач по урегулировании тех или иных конфликтов. Более того, каждый из них имеет свой идентичность, поэтому к каждому нужно подходить по-разному. Торможение урегулирования конфликта в Приднестровье можно также назвать тем, что в последнее время ОБСЕ ориентируется на современные тенденции развития государств, а именно демократизацию, права человека, искоренение националистических настроений. Также впоследствии к мирному процессу, а именно в 2005 году, присоединились ЕС и США, что также стало фактом торможения процесса урегулирования, так как, очевидно, что два этих актора будут поддерживать цели и идеи Молдовы, а не сепаратистскому пророссийскому Приднестровью.