Статья:

Роль ОБСЕ в урегулировании конфликта в Приднестровье

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Данилов И.Л. Роль ОБСЕ в урегулировании конфликта в Приднестровье // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 28(121). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/121/76479 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль ОБСЕ в урегулировании конфликта в Приднестровье

Данилов Иван Леонидович
студент, Российский Университет Дружбы Народов, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассмотрена роль ОБСЕ в урегулировании конфликта в Приднестровье. Были изучены причины конфликта, положительные и отрицательные итоги деятельности ОБСЕ. Методология исследования – анализ научных публикаций по заданной проблематике, а также исследование, наблюдение, синтез и сопоставление исторических фактов.

 

Ключевые слова: ОБСЕ, постсоветское пространство, Приднестровье, приднестровский конфликт, урегулирование конфликтов.

 

Приднестровский конфликт – один из острых военных столкновений на постсоветском пространстве. После распада СССР в 1991 году появилось несколько локальных очагов столкновения интересов, отличающихся сепаратистскими настроениями и желанием стать независимым государством постсоветского пространства, одной из таких локаций стала молдавская территория Приднестровье.

Прежде чем перейти к исследованию темы необходимо указать причины возникновения Приднестровского конфликта, а также его нынешнее положение. Говоря кратко, стоит отметить, что в последнее десятилетие существование СССР в Молдавской ССР начали возникать националистические настроения, основывающиеся на независимости Молдавии, приоритете молдавского языка, гонений русского населения «за Днестр» или даже её воссоединении с Румынией [5]. Приднестровская область имела, наоборот, пророссийские настроениe [6], откуда и возник конфликт интересов, а впоследствии обострение противоречий в 1989 году, в 1991-1992 гг. вооружённое столкновение и последующее объявлении независимой ПМР (Приднестровская Молдавская Республика) со столицей в Тирасполе [3].

Сегодня конфликт считается «замороженным». В урегулировании конфликта в Приднестровье участвует ряд международных акторов и международных организаций, в том числе и сама Молдова. В 1992 году попытки урегулировать конфликта предприняла Россия, введя свои миротворческие силы и предложив себя в роли посредника по урегулированию конфликта. С 1993 года особую роль стала играть миссия СБСЕ (ОБСЕ), а с 1995 года присоединилась Украина, обеспокоенная внутренней нестабильностью государства-соседа [8].

ОБСЕ – европейская организация, занимающаяся урегулированием конфликтов, в том числе и на постсоветском пространстве, не осталась в стороне от попыток урегулировать Приднестровский конфликт. Стоит отметить, что первоначально была учреждена миссия СБСЕ, а потом уже ОБСЕ. Практически с самого начала военных столкновений, а именно в 1993 года, Организация принимает активное участие в конфликте с точки зрения миротворческих операций, наблюдателей и посредников между Приднестровьем и Молдовой. Хотелось бы выделить основные положительные и отрицательные моменты почти 30-летнего присутствия ОБСЕ в урегулировании данного конфликта[4].

В первую очередь, необходимо выделить вопрос относительно языков, который являлся одним из ключевых. ОБСЕ для урегулирования данного вопроса имела мнение, что распространение молдавского и румынского языков и сокращение русского является своего рода угнетением русскоязычного населения, проживающего на территории Молдовы, что могло негативно сказаться на внутриполитической ситуации [10]. Во-первых, это было чревато миграции русскоязычного молдавского населения в регионы, где русский язык не угнетается местным населением, а, во-вторых, волнениями в Приднестровской пророссийской республике, что значительно ухудшило бы отношения между Кишинёвом и Тирасполем [1].

Подобное мнение и позиция ОБСЕ сыграли значительную роль в стабилизации ситуации в регионе, языковые законы были пересмотрены, а обязательные экзамену по молдавскому языку были лишь для определённых лиц, которые желали работать в государственных учреждениях и структурах [2].

Вторым важнейшим событием, которое произошло благодаря усилиям ОБСЕ, стал пересмотр вопроса об «историческом воссоединении Молдовы с Румынией». Комиссия Организации порекомендовала провести опрос общественного мнения относительно вопроса территориальной целостности и государственного суверенитета Молдавии, которого она могла лишиться в случае объединения с Румынией. Именно желание примкнуть к Румынии вызвало острые сепаратистские настроения в Приднестровье, что стало результатом её отсоединения от Молдовы [11].

Среди негативно повлиявших или невыполненных попыток ОБСЕ в урегулировании Приднестровского конфликта, первоначально стоит выделить, попытки урегулирования вопроса о статусе Приднестровья. ОБСЕ полагала, что ПМР не может существовать в рамках целостного и независимого государства по ряду причин, более того, если ПМР и заявит о своей независимости, ей не стоит рассчитывать на международное признание или создание конфедерации в Молдове по аналогу Швейцарии [7]. ОБСЕ предлагала решить конфликта путём дачи Приднестровью ряда функций, которые будут увеличивать её независимость в составе Молдовы, своего рода автономию. Это давало Приднестровью право в случае воссоединения Молдовы с Румынией отсоединиться от Молдовы и предопределить свою судьбу самостоятельно, учитывая право молдавского приднестровского народа на самоопределение.

В итоге было решено, что предоставление Приднестровью особого статуса – это путь к мирному решению конфликта и сохранению территориальной целостности Молдовы. Однако это не было реализовано в силу острых противоречий двух конфликтующих сторон.

Современным провалом миссии ОБСЕ в Приднестровье можно назвать её обеспокоенность частыми учениями приднестровской армии и российского военного контингента. Особенно после 2014 года роль ОБСЕ постепенно начала сводиться к минимум, так как ни раз демонстрировала свою неспособность к эффективным действиям в ситуациях быстрого реагирования [9].

По данным молдавского военного эксперта Р. Василой, в 2016 г. в Приднестровье было проведено всего 48 учений, в апрель 2020 г. – уже 182 мероприятия, из которых 65 – классические военные учения. Все учения проходят под командованием Западного военного округа РФ, где сравнительно недавно проводились жёсткие проверки и подготовки. Эксперт также высказывает точку зрения, что данные усилия могут предприниматься в силу создания военного коридора через Черное и Азовское море по территориям оккупированного Донбасса, Крыма и Приднестровья. 

Подводя общий итог всему выше сказанному, стоит отметить, что в целом миссия ОБСЕ имела значительное влияние на ход Приднестровского конфликта в сфере выяснения языкового и территориального вопроса. К сожалению, как нам удалось отметить в последние несколько лет миссия ОБСЕ на территории Приднестровской Республике значительно снизилась и перестала быть такой эффективной, как была, например, в 1990-е годы. Вероятно, это связано с тем, что конфликты становятся всё острее, труднее, запутаннее, постоянно модернизируются, а международное сообщество не успевает разрабатывать перечни целей и задач по урегулировании тех или иных конфликтов. Более того, каждый из них имеет свой идентичность, поэтому к каждому нужно подходить по-разному. Торможение урегулирования конфликта в Приднестровье можно также назвать тем, что в последнее время ОБСЕ ориентируется на современные тенденции развития государств, а именно демократизацию, права человека, искоренение националистических настроений. Также впоследствии к мирному процессу, а именно в 2005 году, присоединились ЕС и США, что также стало фактом торможения процесса урегулирования, так как, очевидно, что два этих актора будут поддерживать цели и идеи Молдовы, а не сепаратистскому пророссийскому Приднестровью.

 

Список литературы:
1. Документы с официального сайт ОБСЕ [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://www.osce.org/ru/resources (дата обращения 26.07.2020)
2. Конституция Республики Молдова от 1994 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lex.justice.md/ru/311496/ (дата обращения 26.07.2020)
3. Официальный сайт Президента ПМР [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://president.gospmr.org/ (дата обращения 26.07.2020)
4. Климов Д. И. Основные направления деятельности ОБСЕ на постсоветском пространстве // Зарубежное военное обозрение, 2019. № 2. С. 12-15.
5. Матвеев Д. В. Становление «новой» постсоветской идентичности в условиях этнополитического конфликта на примере Приднестровья // Молдова-Приднестровье: общими усилиями — к успешному будущему. Переговорный процесс / ред.: Матвеев Д. и др. Кишинев, 2009. С.102-119.
6. Постсоветские непризнанные государства в современной системе регулирования международных отношений: подходы и оценки // От самоопределения к международному признанию: Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Южная Осетия. Изд-во: ЦСПИ «Перспектива», Тирасполь, 2008. С.211-217. 
7. Цуканова О. В. Деятельность ОБСЕ в области молдово-приднестровского урегулирования // Пробелы в российском законодательстве, 2011. №3. С. 78-86.
8. Цуканова О. В. Причины возникновения молдово-приднестровского конфликта // В мире права, 2003. №2. С. 54-89.
9. Axyonova V., Gawrich A. Regional Organizations and Secessionist Entities: Analysing Practices of the EU and the OSCE in Post-Soviet Protracted Conflict Areas // Formerly Global Review of Ethnopolitics, 2018. V. 17. P. 408-425. 
10. Chinn J. The Politics of Language in Moldova. // Demokratizatsiya, 1994. V. 2. P. 309–318.
11. Comai G. Language and education laws in multi-ethnic de facto states: the cases of Abkhazia and Transnistria // The Journal of Nationalism and Ethnicity, 2015. V. 43. P.  886-905.