Феномен «Интеллигенция» у коренных малочисленных народов Восточной Сибири
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)
Феномен «Интеллигенция» у коренных малочисленных народов Восточной Сибири
Ключевые слова: интеллигенция, коренные малочисленные народы, культура.
Интеллигенция – социальная группа, профессионально занята духовно-интеллектуальным трудом, характеризующаяся соответствующими интеллектуальными, идейно-нравственными, духовно-психологическими качествами. К таким качествам относятся: образованность, воспитанность, творчески-критический характер деятельности, высокая степень самосознания и самоидентификация [1].
Для КМН интеллигенция является, в первую очередь, центром сохранения языка, традиций, обычаев и культуры. Она борется за выживание духовной составляющей своего народа. Основная цель интеллигенции заключается в накоплении и сохранении знаний о малочисленных народах, прежде всего, для самих коренных народов.
Другой значимой целью интеллигенции является взаимоотношения КМН с центральными органами власти. Для их поддержания создаются различные объединения или общественные организации, которые имеют свои цели и задачи. К таким задачам относятся защита прав человека и отстаивание интересов КМН, решение социальных и экономических проблем, проблем охраны окружающей среды, культурного развития и образования. К таким общественным организациям относятся «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (АКМНСС и ДВ РФ)», «Союз содействия коренным малочисленным народам Севера Иркутской области» и другие.
На сегодняшний день выделяют творческую, научную и сельскую интеллигенции коренных малочисленных народов.
Творческая интеллигенция КМН в Восточной Сибири стала формироваться во второй половине XX века. Цензура советской власти в этот период смягчилась и дала возможность для развития культуры, накопления и сохранения знаний. Начали создаваться различные ансамбли, где были представлены традиционные танцы и костюмы. Примером может служить эвенский ансамбль «Осиктакан» [2] и тофаларский фольклорный ансамбль «Тыырак ибилер» [3]. К тому же в СССР появилась возможность публиковать традиционные сказки и стихи КМН на родном для них языке. Такими примерами являюся творчество долганской поэтессы Аксёновой Огдо (Евдокии) Егоровны [4], эвенского поэта Алитета (Альберта) Николаевича Немтушкина [5] и многие другие. Строительство в СССР большой сети библиотек, школ, университетов и зданий культуры способствовало повышению уровня образования КМН. Это в свою очередь стало одной из причин появления ученых среди коренных народов.
Ученых КМН тревожил вопрос сохранения и развития их родного языка для будущих поколений. Здесь следует отметить следующих известных ученых: первый ученый эвенкийка Агния Васильевна Романова [6], тунгусовед Зинаида Пикунова [7], нанайский ученый Сулунгу Николаевч Оненко [8], автор академического нанайско-русского словаря и др.
Если говорить о сельской интеллигенции, то ее различия с другими видами интеллигенции состоит лишь в месте проживания. Таким образом, можно сделать вывод, что интеллигенция является важной составляющей коренных малочисленных народов. Создавая различные общественные организации, издавая книги на родном языке, преподавая в школе родной язык, принимая участие в различных съездах, интеллигенция пытается решить проблемы, назревающие в течение многих лет, а именно: сохранение и приумножение того многообразия их культуры, которое передавалось не одну сотню лет.