Статья:

Инклюзивное образование

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(121)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бахуринская А.В. Инклюзивное образование // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 28(121). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/121/76330 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Инклюзивное образование

Бахуринская Александра Викторовна
студент, Братский государственный университет, РФ, г. Братск
Ковригина Снежана Валерьевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Братский государственный университет, РФ, г. Братск

 

Ключевые слова: образование; инклюзия; инклюзивное образование.

 

В настоящее время перед образовательными учреждениями общество ставит такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступное образование для всех категорий  населения. Создание в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях, гарантирует выполнение этих задач.

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Данное образование находится в России на начальном этапе развития и имеет под собой государственное нормативное обеспечение в виде Конституции РФ, ФЗ «Об образовании», Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», а также целого ряда международных конвенций.

Инклюзия – это процесс, имеющий целью принимать во внимание и удовлетворять разнообразные потребности обучающихся через расширение участия в обучении, в культурной и общественной жизни и уменьшение числа тех, кто исключен из процесса образования, или тех, кто охвачен образовательным процессом, но не включен в него. 

Инклюзивное образование – это процесс обучения и воспитания, при котором все обучающиеся, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию людей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для обучающихся, имеющих особые образовательные потребности.

Главная составляющая инклюзивной системы образования указывает на то, что: все люди разные; все люди могут учиться; есть разные способности, разные этнические группы, разный рост, возраст и т.д.; система адаптируется к потребностям обучающегося.

Определяют восемь принципов, составляющие основу инклюзивного образования:

- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- Каждый человек способен чувствовать и думать;

- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- Все люди нуждаются друг в друге;

- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- Многообразие усиливает все стороны человеческой жизни.

Помимо, перечисленных выше пунктов, система должна охватывать учебные заведения всех уровней образования: от среднего, до высшего. Главная цель системы – формирование беспрепятственной, благоприятствующей развитию, обучающей среды для людей с ОВЗ.

Практическими же целями и задачами такого учебного заведения являются:

- Организация целостной и гармоничной, психологически комфортной учебной среды, предусматривающей различные пути и методы развития;

- Разработка системы продуктивной психологической поддержки образовательного цикла посредством привлечения диагностико-консультативных, коррекционно-развивающих, лечебно-профилактических, социально-трудовых методов работы;

- Разработка и внедрение инновационных программ, направленных на повышение педагогического профессионализма;

- Разработка и внедрение новых моделей инклюзивного образовательного цикла в учебных заведениях.

Важно отметить, что успешному формированию инклюзивной образовательной среды в образовательном учреждении служит четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями, участие в образовательном процессе специалистов в сфере общей и специальной педагогики, педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, медицинских работников. Создание инклюзивной образовательной среды требует от специалистов высокого уровня профессиональной компетентности, свободного владения своей профессией и ориентацией в смежных областях деятельности, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, наличия ценностных ориентаций: уважение к человеческой личности; осознание своей роли наставника и организатора. Инклюзивной школе нужен такой педагог, который должен отвечать современным требованиям, быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые технологии в образовании, создавать необходимые условия для развития или компенсации, коррекции отстающих психических функций ребенка, способствовать формированию психологического базиса для становления учебной деятельности в целом и каждого школьного навыка в отдельности, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности.

Из выше сказанного следует что, инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию людей с особыми образовательными потребностями, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. Она служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению качественного уровня образования и вида учебного заведения.

 

Список литературы:
1. Инклюзивное образование. Что это такое? [Электронный ресурс]. -  URL: https://infourok.ru/