Статья:

Роль и значение обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(120)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Исайкин Н.М., Семерков С.С. Роль и значение обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 27(120). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/120/76033 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль и значение обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел

Исайкин Николай Михайлович
студент Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва
Семерков Сергей Сергеевич
студент Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва
Кособродов Владимир Михайлович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва

 

Аннотация. Основной чертой оперативно-розыскной деятельности является применяемые ею гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, некоторые из которых связаны с ограничением конституционных прав граждан. Рассматривая оперативно-розыскную деятельность, связанную с ограничением конституционных прав и свобод гражданина, с позиций этики, необходимо отметить, что не существует плохих или хороших с позиций морали оперативно-розыскных мероприятий. Они всегда являются необходимыми в той или иной ситуации

 

Ключевые слова: нравственность, мораль, оперативно-розыскная деятельность, столкновение интересов, конституционные права и свободы.

 

Проблема соблюдения прав человека в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями правоохранительных органов довольно часто возникает в связи со спецификой оперативно-розыскной деятельности и проводимыми в ходе ее осуществления оперативно-розыскными мероприятиями, проведение ряда которых связано с ограничениями конституционных прав граждан. В связи с этим повысились роль и значение прокурорского надзора за исполнением законов при ее осуществлении

Любая деятельность человека всегда сопровождается различными моральными категориями. Не исключением является и деятельность правоохранительных органов, а в частности, оперативно-розыскная деятельность. Данный вид деятельности можно отнести к одному из компонентов обеспечения внутренней безопасности РФ. Она занимает особое положение в контроле за действиями людей и в восстановлении нарушенных прав и свобод личности. Главной её задачей является предотвращение и пресечение преступлений и правонарушений через реакцию на уже совершенные деяния [3]

Главной чертой оперативно-розыскной деятельности является применяемые ею гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, некоторые из которых связаны с ограничением конституционных прав граждан. Именно здесь и возникает вопрос о наличии компонента нравственности в оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим статья 3 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» включает в себя следующие компоненты нравственности: определяет цель деятельности (защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств), задачи и следующие принципы. [4]

Во-первых, принцип законности. Это означает, что оперативно-розыскная деятельность строго регламентирована законом и любое отступление от него будет наказуемо [1].

Во-вторых, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина признается высшей ценностью, первоочередным условием осуществления деятельности.

В-третьих, конспирация и сочетание гласных и негласных методов и средств, правовую основу и положения, устанавливающие обязанность государства по соблюдению прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.

Рассматривая оперативно-розыскную деятельность, связанную с ограничением конституционных прав и свобод гражданина, с позиций этики, необходимо отметить, что не существует плохих или хороших с позиций морали оперативно-розыскных мероприятий. Они всегда являются необходимыми в той или иной ситуации. Здесь каждый сотрудник должен осознавать, что цель не должна оправдывать средства, она должна их определять.

Но зачастую случается так, что происходит столкновение интересов общества и сотрудника, осуществляющего оперативно-розыскные мероприятия. В данной ситуации важно избежать момента, когда за счет использования интересов лиц, в отношении которых проводятся ОРМ, реализовываются интересы сотрудника. Именно в этом случае и формируется негативная оценка работников, проводящих ОРМ. Несомненно, выходом из этой ситуации будет являться полное совпадение требований государства и личности [5].

В частности, ставя перед оперативно-розыскной деятельностью задачу защиты общества от преступных посягательств, население должно обеспечить использование данной возможности. В противном случае наступает ситуация, в ходе которой государству приходится обеспечивать безопасность общества теми методами, которые они не принимают, либо ничего не предпринимать, тем самым ставя под угрозу безопасность России. Данная специфика оперативно-розыскной деятельности подтверждает необходимость её четкого правового регулирования, которое не позволит в ходе деятельности выйти за рамки дозволенного.

Но одной правовой регламентацией деятельности здесь не обойтись. Необходимым средством регулирования будет и мораль. Именно поэтому необходима выработка таких критериев, которые бы помогли осуществлять оперативно-розыскную деятельность без нарушения требований нравственности [2].

Во-первых, ОРМ, которые затрагивают права и свободы гражданина необходимо проводить только в случае невозможности применения других средств.

Во-вторых, необходимо оценивать последствия проведения определённых ОРМ как с позиций морали, так и законности.

В-третьих, это анализ действенности, эффективности и достаточности, проводимых ОРМ.

В-четвёртых, стоит учитывать характер и степень общественной опасности содеянного, и, отталкиваясь от этого, выбирать способы осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, при осуществлении ОРД необходимо правильно выбрать средства, чтобы негативные последствия имели верх над положительными итогами.

Подводя промежуточный итог, необходимо отметить, что компонент нравственности в оперативно-розыскной деятельности присутствует и важным способом его функционирования при проведении ОРМ является правильный выбор правовых средств. Данное решение о проведении тех или иных мероприятий должно основываться на оценке последствий, к которым оно может привести, и на моральном выборе каждого сотрудника в отдельности.

 

Список литературы:
1. Арбузкин А.М. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью? // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 2. С. 18.
2. Барбин В.В. Уважение прав и свобод человека и гражданина как принцип деятельности российской полиции // Деятельность полиции и права человека: Матер. все-рос. науч.-практ. конф.: В 2-х ч. СПб.: СПбУ МВД России, 2013. С. 23.
3. Куликов A.B., Авдеев B.T., Герасимов A.B. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе: Монография. Калининград, 2013. С. 76.
4. Мирская Т.И. К вопросу о понятии гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Юридическая наука. 2013. № 2. С. 23.
5. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. Горяинов К. К., 3-е изд., перераб. и доп. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. С. 65.