Статья:

Основные проблемы в области государственных закупок

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(119)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Сулейманов М.Х. Основные проблемы в области государственных закупок // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 26(119). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/119/75940 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные проблемы в области государственных закупок

Сулейманов Марат Хисамович
магистрант, РЭУ имени Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва
Зацаринная Елена Ивановна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, РЭУ имени Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

На сегодняшний день законодательство в сфере государственных и муниципальных закупок делает акцент на самой процедуре закупки, а не на качестве поставляемых для удовлетворения государственных и муниципальных нужд товаров, услуг и работ. Игнорируются ключевые моменты, касающиеся реализации государственного и муниципального заказа: каталогизация (как основной инструмент прозрачного ценообразования в сфере государственных закупок), нормирование закупок типовых услуг, товаров и работ, планирование закупочной деятельности с минимальным количеством изменений с целью информирования потенциальных поставщиков и общественности о предстоящих закупках, обстоятельный контроль и аудиторские проверки закупок на постоянной основе как способ координирования действий с целью достижения необходимых показателей государственных программ и проектов, так же среди методов определения поставщика/исполнителя приоритет отдается аукциону, а не конкурсу как ключевому механизму закупок.

Контрактная система в сфере государственных закупок находится под постоянным пристальным вниманием общественности и контролирующих органов. При этом существует ряд нерешенных проблем, среди которых стоит выделить: коррупционную составляющую, противоречия с общей позицией контролирующего органа при принятии решений территориальными органами Федеральной антимонопольной службы, формирование «ловушек» в спецификациях контрактов и документации о закупке с целью отклонения заявок участников, невозможность защиты своих прав исполнителем/поставщиком в процессе исполнения контракта, наличие сговора при проведении торгов, «цикличность» проведения закупок.

В настоящее время коррупционные нарушения являются одними из наиболее часто встречающихся нарушений при проведении закупочной деятельности для удовлетворения нужд государственных и муниципальных заказчиков. Под коррупцией понимаются противоправные действия, направленные на получение личной выгоды с использованием служебного положения. Несмотря на то, что на борьбу с коррупцией направлен комплекс мер, искоренить её окончательно не удалось, именно поэтому вопросы, касающиеся коррупции, являются актуальными.

В связи с этим у потенциальных поставщиков/исполнителей государственного и муниципального заказа и у общественности сложилось недоверие к ответственности и компетентности государственных служащих, имеющих непосредственное отношение к осуществлению закупок с использованием бюджетных средств. Основные нарушения из года в год не меняются и связаны с завышением начальной максимальной цены контракта, а также нарушением процедур осуществления, оплаты и приемки товаров/работ/услуг по государственным и муниципальным закупкам. С каждым годом становится все больше схем, позволяющих обойти законодательство о закупках и реализовать государственный (муниципальный) заказ с целью личного обогащения в ущерб государству. К такому выводу пришли эксперты Счетной палаты.

Что касается мнения международного сообщества, то ежегодно формируется индекс восприятия коррупции Transparency, охватывающий все страны и континенты. Рейтинг стране присваивается в соответствии с проведенными опросами среди предпринимателей и экспертов в каждой отдельно взятой стране. Максимальное значений рейтинга – 100, минимальное – 0. В 2019 году среднее значение рейтинга составило 42 балла, количество стран в рейтинге – 180. В соответствии с данными, опубликованными на сайте РБК Россия поделила 137 строчку вместе с такими странами третьего мира, как: Доминиканская республика, Мавритания, Кения, Ливан [3, с. 89].

Это говорит о том, что уровень коррупции в стране достаточно высок как по мнению регулирующих органов в Российской Федерации, так и по мнению международного сообщества. Огромное количество правонарушений наблюдается именно в сфере государственных закупок. Это возможно по причине того, что законодательство в сфере закупок не совершенно. В законодательстве прописаны точечные меры противодействия коррупции, необходимо его модифицировать и дополнить, пунктами, которые, например: ограничивали бы возможность выбора поставщика исходя из личных связей и корыстных побуждений, делали бы невозможным ограничение конкуренции, связанное с внесением описания в конкурсную документацию, которое ограничивает выбор товаров, работ или услуг.

Следующий вопрос касается взаимодействия территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы. Так как в соответствии с организационной структурой Федеральной антимонопольной службой существует центральный аппарат и региональные управления, имеют место быть случаи, когда решения, принятые территориальными органами не соответствуют общей позиции центрального аппарата.

Если говорить о формировании «ловушек» в документации о торгах, то следует отметить, что в первой части заявки на участие в электронном аукционе должно содержаться:

  • согласие организации, подавшей заявку на участие в электронном аукционе, к выполнению работ, поставке оборудования или оказанию услуг, указанных в документации об аукционе в электронной форме. После подведения итогов проведения аукциона в электронной форме объекты закупки не могут быть изменены. Такое согласие подписывается участником закупки с помощью электронно-цифровой подписи;
  • при закупке оборудования, в том числе поставляемого заказчику при оказании услуг, выполнении работ должны указываться: страна производства данного товара, его характеристики в соответствии с показателями, указанными в документации об аукционе в электронной форме, а также название товарного знака (в случае наличия) в соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона №44-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом №71-ФЗ было определено, что исключение из данного правила делается для участников аукциона в электронной форме, объектом закупки которого являются работы по капитальному строительству, ремонту, реконструкции и сносу объектов капитального строительства. В данном случае в первой части заявки необходимо только согласие участника аукциона в электронной форме на выполнение работа, поставку оборудования или оказание услуг, указанных в документации об аукционе в электронной форме. Такое согласие подписывается участником закупки с помощью электронно-цифровой подписи.

Что касается невозможности защиты своих прав исполнителем/поставщиком в процессе исполнения контракта, то речь идет, в частности, о праве заказчика в одностороннем порядке расторгнуть контракт в процессе его исполнения, что можно расценивать как злоупотребление со стороны заказчика. Наличие такой возможности обусловлено тем, что в законах и подзаконных актах нет исчерпывающего списка причин, на основании которых можно расторгнуть контракт. По сути заказчики могут отказываться от исполнения своих обязательств в одностороннем порядке [2, с. 31].

При этом после того, как контракт был расторгнут в одностороннем порядке по инициативе заказчика, поставщик/исполнитель вносится в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) сроком на два года, и, фактически, теряет возможность участия в муниципальной и государственной закупке, где в качестве требования к участникам заказчик установил отсутствие внесения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на основании части 1.1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ.

Вопросы, касающиеся расторжения контракта в одностороннем порядке стали наиболее актуальными после того, как было выявлено, что количество случаев обращений государственных и муниципальных заказчиков с просьбой о внесении своих контрагентов в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) неуклонно растет.

 

Рисунок. Количество обращений заказчиков с просьбой о внесении контрагентов в РНП за период 2018-2019 гг.

 

Как видно из данных, представленных на рисунке, в 2018 году было зарегистрировано 15 784 обращения, в 2019 – 27 536 обращений, как свидетельствуют данные статистики, произошел почти двукратный рост за один год, что является негативной тенденцией. Из 27 536 обращений по результатам их рассмотрения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) было включено только 14 589 поставщиков, что составляет 52,98% от общего количества обращений, оставшиеся заявки не были удовлетворены. Помимо всего прочего, стоит упомянуть о том, что в ряде случаев речь шла не только об отсутствии нарушений со стороны исполнителя/подрядчика/поставщика, но и о недобросовестности заказчика, подавшего жалобу.

Что касается наличия сговора при проведении торгов, то в данном контексте следует упомянуть следующее: Федеральным законом №71-ФЗ было определено, что если в документации при проведении аукциона в электронной форме используется проектная документация, то при осуществлении закупки, объектом которой являются работы по капитальному строительству, ремонту, реконструкции и сносу объектов капитального строительства сам аукцион проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме. Это исключение из правил, поскольку при проведении иных закупок с помощью аукциона в электронной форме непосредственно аукцион проводится в рабочий день, следующий за днем окончания срока изучения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме в соответствии с частью 3 статьи 68 Федерального закона №44-ФЗ. Данное изменение позволяет минимизировать риски, связанные с потенциальной возможностью сговора между организациями, подавшими заявки на участие в закупке [1, с. 2].

В отношении «цикличности» проведения закупок следует упомянуть следующее: до весны 2019 года заказчик в случае отсутствия поставщиков при проведении закупки, соответствующих предъявляемым требованиям, должен был проводить торги до тех пор, пока не будут поданы заявки от участников, соответствующих требованиям. Федеральным законом №71-ФЗ было определено, что если в процессе осуществления закупки не были поданы заявки на участие в закупке, соответствующие предъявляемым требованиям, торги проводятся два раза и в случае, если оба раза торги не состоялись, заказчик имеет право заключить контракт с единственным контрагентом по согласованию с Федеральной антимонопольной службой в соответствии со статьей 55 Федерального закона №44-ФЗ.

 

Список литературы:
1. Кузнецова Е. С. Совершенствование системы государственных закупок на современном этапе // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2012. –  №1 – С. 1-4.
2. Овсипян М. В. Проблемы организации государственных и муниципальных закупок // Экономические науки. – 2017 - № 9(63). – С.31-33.
3. Ходасевич О. Н., Шаламова Е. Ю. Коррупция в сфере государственных закупок // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 3 (март). – С. 89–94.