Психологические особенности девиантного поведения школьников сельской местности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(119)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(119)
Психологические особенности девиантного поведения школьников сельской местности
Проблема отклоняющегося поведения школьников – одна из наиболее важных и актуальных в современном мире. Деструктивные изменения, произошедшие в различных общественных сферах, повлекли за собой рост количества девиантов не только среди взрослого населения, но и среди подростков.
Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поступки или система поступков, не соответствующие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от действующих в обществе норм и стандартов психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, противоречащее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени [4].
На современном этапе развития науки существует несколько подходов к классификации девиантного поведения: клинический, социально-правовой, педагогический, психологический [2].
На основании особенностей взаимодействия человека с обществом выделяются следующие виды девиантного поведения: делинквентное (преступное), деструктивное (агрессивно-асоциальное), аддиктивное (зависимое) и суицидальное [3,5].
Э.В. Леус, А.Г. Соловьев выделили несколько типов аномального поведения личности, которые в наибольшей степени свойственны несовершеннолетним: социально-желаемое поведение, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, агрессивное поведение, аутоагрессивное поведение [2].
Таким образом, одним из главных решений данной проблемы является раннее выявление подростков группы риска, имеющих тенденцию к проявлению девиантного поведения, а также выявление направленности их девиаций.
Целью нашего исследования стало сравнение степени выраженности разных видов девиантного поведения среди обучающихся 7-10 классов.
Объект исследования – девиантное поведение школьников. Предмет исследования – возрастные особенности девиантного поведения школьников.
Гипотезой исследования стало предположение о взаимосвязи между склонностью несовершеннолетних к девиантному поведению и их возрастом.
Исследование было проведено на базе одной из сельских образовательных организаций Самарской области. В исследовании приняли участие 238 обучающихся 7-10 классов в возрасте 13-17 лет.
Для исследования была использована методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению), Э.В. Леус, А.Г. Соловьев [1].
Во время диагностического обследования школьники были положительно настроены, проявили интерес к процедуре диагностического обследования и его результатам.
Результаты исследования показывают, что большинство испытуемых (как по классам, так и в целом) не имеют выраженной тенденции к девиантному поведению.
Анализ результатов по шкале «Социально-желаемое поведение» показал, что у большинства испытуемых (86%) обнаружена ориентация на социально обусловленное поведение. У 8% испытуемых данная ориентация отсутствует. Это может говорить о неадаптированности, замкнутости подростков. У 6% сформирована модель социально обусловленного поведения, т.е. эти подростки имеют высокую адаптированность в группе.
Данные по классам представлены в процентном соотношении в диаграмме 1.
Рисунок 1. Социально-желаемое поведение
Согласно результатам исследования по шкале «Делинквентное поведение» у 89% опрошенных отсутствуют признаки делинквентного поведения, у 10% обнаружена ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению. 1% подростков демонстрируют сформированную модель делинквентного поведения, что свидетельствует о склонности к реализации преступного поведения.
Данные по классам представлены в процентном соотношении в Диаграмме 2.
Рисунок 2. Делинквентное поведение
Результаты исследования по шкале «Зависимое поведение» свидетельствуют о том, что у 93% обучающихся отсутствуют признаки аддиктивного поведения, 6% проявляют ситуативную предрасположенность к зависимому поведению, у 1% обучающихся по результатам диагностики сформирована модель зависимого поведения.
Данные по классам представлены в процентном соотношении в Диаграмме 3.
Рисунок 3. Зависимое поведение
По результатам проведенного исследования у 75% подростков отсутствуют признаки агрессивного поведения, 24% испытуемых имеют ситуативную предрасположенность к агрессивному поведению, у 1% сформирована модель агрессивного поведения, т.е. наблюдается склонность решать проблемы посредством насилия.
Данные по классам представлены в процентном соотношении в Диаграмме 4.
Рисунок 4. Агрессивное поведение
По шкале «суицидальное поведение» у 64% испытуемых отсутствуют признаки аутоагрессивного поведения, у 34% обнаружена ситуативная предрасположенность к аутоагрессивному поведению, а у 2% обучающихся отмечается сформированная модель аутоагресиивного поведения.
Данные по классам представлены в процентном соотношении в Диаграмме 5.
Рисунок 5. Суицидальное поведение
Для сравнительного анализа групп (параллели 7, 8, 9 и 10-х классов) с целью выявления различий между группами по выраженности отдельных видов девиантного поведения: социально обусловленного поведения (СОП), делинквентного поведения (ДП), зависимого поведения (ЗП), агрессивного поведения (АП), самоповреждающего поведения (СП), нами был использован критерий Краскела - Уоллиса (H-критерий). Полученные результаты свидетельствуют о том, что статистически значимых различий между результатами групп нет.
Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась. Нами не была выявлена зависимость склонности школьников к девиантному поведению от их возраста. Возможно, полученные результаты связаны с тем, что большинство подростков в каждой учебной параллели не имеют склонности к проявлению девиантного поведения.